- Какие главные отличия между законодательными нормами
- Кто может стать участником торгов
- Перечень важных отличий
Положения законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ разработаны для контроля прав, выполнения обязательств исполнителями и заказчиками, и устанавливают порядок участия в торгах. Между ними есть различия, которые важно знать всем поставщикам и подрядчикам. Это позволит правильно подать заявку, точно определить последовательность действий при осуществлении закупок и понять, в рамках какого закона необходимо работать.
Какие главные отличия между законодательными нормами
Перечисление и подробное описание всех основных этапов проведения торгов представлено в № 44-ФЗ. Его действие распространяется на всех государственных заказчиков. В законе четко указаны требования к участникам торгов, перечислена последовательность действий от планирования контракта до его заключения, установлены сроки и порядок проведения государственных закупок. При несоблюдении законодательных норм есть вероятность отмены закупки, также на заказчика может быть наложена административная ответственность, а поставщики вносятся в отдельный реестр неблагонадежных исполнителей.
Общие требования к проведению торгов указаны в № 223-ФЗ, а регулирование закупочной деятельности осуществляется на основании положения, которое должен сформировать заказчик. Именно в положении указываются требования к участникам, способы проведения торгов, сроки их проведения, устанавливается форма заявки. Перед участием в торгах поставщик должен будет подробно изучить положение заказчика и действовать в соответствии с его условиями.
Кто может стать участником торгов
В соответствии с законом 44-ФЗ, организатором торгов могут быть только государственные и муниципальные структуры. В свою очередь, № 223-ФЗ устанавливает, что организаторами торгов могут быть:
- Организации-субъекты естественных монополий;
- Компании, в которых не менее ½ уставной доли капитала принадлежит государству;
- Организации, которые покупают товары или услуги из внебюджетных средств. Это могут быть фирмы, привлекающие средства для закупок – например, от грантов, собственных ресурсов или от подряда;
- Компании, деятельность которых регулируется и связана со снабжением энергетическими, водными и пр. ресурсами;
- Унитарные организации, если они задействуют свои собственные финансы.
Нормами законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ устанавливается, что исполнителями могут стать юрлица, физлица, в том числе ИП и самозанятые.
Перечень важных отличий
Существует перечень конкурентных и неконкурентных способов проведения торгов в соответствии с Федеральными Законами № 44 и № 223. Для удобства различия между ними занесены в таблицу ниже.
Способы/номер ФЗ |
№ 44 |
№ 223 |
Конкурентные способы |
|
|
|
К ним относится заключение контракта с конкретным поставщиком без формальной процедуры выбора (аукциона). |
|
В законах имеются и другие отличительные особенности:
- Чтобы принять участие в проводимых торгах, необходимо наличие ключа электронной подписи, что зафиксировано в законе № 44-ФЗ. Закон № 223-ФЗ расширяет возможности: требуется КЭП, подпись усиленного типа или неквалифицированная подпись.
- Действия заказчика могут быть обжалованы – это право закреплено в двух законах. В 44-ФЗ указано, что обращение следует направить в Федеральную антимонопольную службу по месту регистрации. В спорных ситуациях необходимо обращаться в суд, который выносит соответствующее решение. При нарушении норм 223-ФЗ или положения можно также обратиться в ФАС, заявка будет рассмотрена в 7-дневный срок. Но пошаговая инструкция и сроки должны быть указаны в положении, которое подготавливал заказчик.
- Чтобы принять участие в тендере, следует внести оплату. По закону № 44-ФЗ, эта сумма составит 1% от стоимости по контракту, но не превысит 5000 ₽ или 2000 ₽ при том условии, что закупка осуществляется между НКО и МСП. ФЗ № 223 устанавливает, что стоимость участия взимается с победителя и составляет 1% от НМЦ, но не превышает 2000 ₽.
- В 44-ФЗ устанавливается перечень федеральных ЭТП, через которые возможно дальнейшее заключение контракта. Для участия необходимо пройти бесплатную постановку на учет в ЕИС. В отличие от закона 44-ФЗ, ФЗ № 223 дает возможность использовать более 150 онлайн-ресурсов, которые можно выбирать без ограничений. При прохождении регистрации может взиматься плата.
- В 44-ФЗ четко устанавливаются сроки, в течение которых проводятся закупки. В законе № 223-ФЗ указано, что опираться следует на положение конкретного заказчика.
С № 44-ФЗ при проведении закупочных процедур проще работать, так как все требования в законе четко перечислены и определены. Использование № 223-ФЗ предполагает дополнительное изучение и соблюдение положений, которые подготавливаются заказчиками.