Раскрытие банковской гарантии: суть и порядок действий

Раскрытие банковской гарантии: суть и порядок действий

Банковская гарантия (БГ) – это удобный инструмент для обеспечения договорных обязательств.

Механизм работает так: одна сторона договора (принципал) выдаёт другой стороне (бенефициару) банковскую гарантию в подтверждение готовности выполнить обязанности по контракту. Если впоследствии он нарушит договорённости, бенефициар имеет право обратиться к выдавшему БГ банку (гаранту) с требованием о выплате указанной в ней суммы. Размер платежа зависит от того, какие денежные обязательства должен был исполнить принципал. Это может быть возврат аванса, оплата поставки, компенсация ущерба и т. д.

Раскрытие гарантии – это процедура получения денег по ней бенефициаром. Она происходит по правилам, описанным в Гражданском кодексе.

Когда возникает необходимость в выплате по БГ?

Триггером для раскрытия банковской гарантии является нарушение принципалом обеспеченных ей обязательств. Когда это случается, у бенефициара возникает право обратиться за выплатой в банк.

Проиллюстрируем на примерах:

1. Фирма выдала БГ госзаказчику в подтверждение того, что заключит контракт по итогам тендера, но затем уклонилась от его подписания. В результате у государственного учреждения появляется право на раскрытие гарантии.

2. Компания обязалась производить гарантийный ремонт поставленного ей оборудования, подтвердив это БГ. Если поставщик откажется устранять гарантийный дефект, клиент приобретёт право раскрыть гарантию.

3. Заказчик должен оплатить строительные работы после приёмки, в подтверждение чего выдал подрядчику БГ. Если оплата не будет произведена своевременно, строительная компания получит право подать требование о раскрытии гарантии в банк для погашения долга.

Отметим, что согласно статье 370 ГК РФ, банковская гарантия независима от основного договорного обязательства. То есть гарант при получении требования о выплате не обязан исследовать, действительно ли имело место нарушение контракта. Но это не значит, что бенефициар может беспричинно требовать денежные средства от банка. Если он сделает это и получит платёж, то будет обязан возместить убытки гаранту и принципалу, понесённые в результате подачи необоснованной заявки о раскрытии БГ.

Механизм раскрытия банковской гарантии

Получение платежа по БГ состоит из следующих этапов:

1. Подготовка документов.

Выплата по гарантии производится банком на основании полученного от бенефициара комплекта указанных в ней материалов.

2. Подача требования.

Бенефициар должен направить гаранту письменное требование о выплате по БГ с указанием обстоятельств, наступление которых делает возможным полное или частичное раскрытие гарантии.

Требование передаётся по каналу, позволяющему зафиксировать факт получения гарантом: лично представителю банка под расписку, заказным письмом по почте, курьерской доставкой. Дополнительные правила подачи могут быть указаны в самой БГ.

3. Рассмотрение требования банком.

Как только гарант получит обращение, он обязан уведомить об этом принципала. Далее банк должен рассмотреть обращение бенефициара в течение 5 дней (если в тексте БГ не указан другой срок).

4. Раскрытие БГ.

По результатам рассмотрения требования бенефициара банк переводит на его счёт запрошенную сумму. Затем гарант компенсирует свои затраты за счёт принципала.

Требование и документы для раскрытия гарантии

Состав требования бенефициара и приложенных к нему документов должны соответствовать условиям, описанным в тексте банковской гарантии.

Поэтому основная рекомендация при подготовке обращения в банк такова: внимательно изучить текст БГ и максимально точно соблюсти указанные в ней условия. Кроме того, бенефициар должен описать в требовании обстоятельства, наступление которых влечёт выплату по БГ. Поэтому в обращении нужно указать все связанные, юридически значимые факты.

Те же правила касаются и приложений: по форме и содержанию они должны строго соответствовать требованиям, обозначенным в банковской гарантии.

Получить банковскую гарантию Подать заявку

В каких ситуациях можно получить отказ в раскрытии БГ?

В ходе рассмотрения требования бенефициара гарант не должен проверять, действительно ли принципал нарушил договорные обязательства. Банковские сотрудники лишь удостоверяются, что заявка корректно оформлена в соответствии с условиями БГ.

Максимум, что разрешено гаранту – приостановить платёж на срок до 7 дней при наличии объективных сомнений в достоверности предоставленных материалов, нарушении покрытого БГ обязательства и т. п. В случае принятия решения о задержке выплаты гарант должен уведомить обе стороны и сообщить причины, почему он решил приостановить платёж.

Что касается полного отказа в раскрытии БГ, в статье 378 ГК приводятся только 2 причины, по которым банк может это сделать:

  • требование бенефициара или приложения к нему не соответствуют условиям, описанным в банковской гарантии;
  • срок действия БГ истёк.

На практике отказ также встречается, если гарант выявляет злоупотребление правом со стороны бенефициара, очевидно понятное из представленных тем документов и его поведения.

Если банк принимает решение отказать в платеже, он обязан в 5-дневный срок уведомить бенефициара.

Что делать, если банк отказал в раскрытии гарантии?

Суть БГ состоит в том, что получить выплату по ней бенефициару должно быть легко, иначе этот инструмент перестал бы пользоваться популярностью. Поэтому шансы получить отказ от гаранта невелики и во многом зависят от самого подателя требования.

Тем не менее, если это случилось, бенефициару прежде всего нужно изучить причины отклонения заявки. Если это формальные основания, например, отсутствие документа или неправильное оформление требования, достаточно исправить огрехи и подать обращение повторно. Главное – не упустить момент и сделать все в пределах срока действия БГ.

Если же банк отказал в раскрытии гарантии по другим причинам, придётся оспаривать его решение в судебном порядке и взыскивать понесённые в результате убытки.

Итоги

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, бенефициару рекомендуется участвовать в выборе кандидатуры гаранта и согласовании текста гарантии на этапе обсуждения условий сотрудничества с принципалом.

Крупные банки, которые дорожат своей репутацией, не выдают необоснованных и оспоримых отказов в выплате по БГ. TenderHelp поможет выбрать добросовестного гаранта из числа авторитетных организаций, который обеспечит полную независимость и надёжное финансовое поручительство.

Об авторе статьи
Алла Блинова
Алла Блинова

Эксперт в области банковских продуктов и обеспечения госконтрактов.

10-летний опыт работы в крупнейших банках на руководящих позициях, опыт внедрения финансовых онлайн-систем и настройки интеграционных бизнес-процессов. Автор статей и спикер отраслевых мероприятий.

Председатель ревизионной комиссии в ТПП г. Дубна.

Задать вопрос
Неправильно введено имя
Неправильно введен телефон
Неправильно введена почта
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Ваша заявка отправлена!
В ближайшее время мы с вами свяжемся
по указанному E-Mail адресу.
Извините!
Ваши действия похожи на спам.
Отправка данных временно приостановлена.