TenderHelp Онлайн сервис Получения банковских гарантий
+7 (800) 700-65-56
  • Отдел по работе с агентами - доб. 6208
  • Отдел прямых продаж - доб. 6210
  • Техническая поддержка - доб. 6204
  • Бухгалтерия - доб. 6209
Звонок по России бесплатный +7 (495) 139-67-31 Заказать обратный звонок

Новости портала TenderHelp

14.01.2020

Цифровизация рынка. Госзакупкам требуется цифровизация банковских гарантий

В первом полугодии 2019 года совокупный портфель гарантий, выданных топ-100 российских банков по объему активов, превысил 5 триллионов рублей, посчитали в "Эксперт РА". В силу требований законодательства в сфере госзакупок банковские гарантии пользуются повышенным спросом. По оценкам "Эксперт РА", в среднем по сектору выдачи гарантий в сфере госзакупок за период с 2015 года по первое полугодие 2019 года уровень дефолтности по гарантиям не превышал 0,5%.

В конце октября в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему совершенствования системы госзакупок. Участники отметили, что одно из ключевых направлений работы — доработка механизмов функционирования единой информационной системы (ЕИС). Для этого необходимо переходить на электронный документооборот на всех этапах заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Полноценная цифровизация процесса предполагает введение структурированных электронных форматов документов, что в полной мере может быть применено и к банковским гарантиям для госзакупок.

Действующее законодательство уже предусматривает возможность перехода на электронный документооборот по банковским гарантиям, включая выдачу электронных банковских гарантий, представление требований платежа со стороны заказчиков и уменьшение суммы гарантии в связи с исполнением поставщиком части обеспеченных гарантией обязательств по госконтракту.

Однако фактический уровень цифровизации не позволяет в полной мере реализовать сквозной электронный документооборот в течение всего жизненного цикла банковской гарантии от момента выдачи до момента прекращения обязательств гаранта перед заказчиком. Существующий порядок предполагает размещение в реестре банковских гарантий в ЕИС копии банковской гарантии, что на практике представляет собой сканированный документ оригинальной гарантии, выданной на бумажном носителе. На рынке сложилось представление, что это и есть электронная гарантия.

Или, например, несмотря на возможность направления заказчиками требований платежа в форме электронного документа, единый защищенный канал связи для такого представления отсутствует. В результате каждый банк самостоятельно разрабатывает порядок такого представления с учетом требований и специфики деятельности каждого из госзаказчиков. Они вынуждены подстраиваться под требования по информационной безопасности и технические возможности каждого из банков-гарантов.

Приведение банковской гарантии и документов, используемых в ее жизненном цикле, в структурированный электронный вид открывает возможности для применения цифровых алгоритмов в процедурах, связанных с обеспечением закупок и исполнением госконтрактов. Такая работа уже проводится. В обсуждении вопросов в сфере государственных и муниципальных закупок активно участвуют крупнейшие кредитные организации.

- Наш банк разработал свои предложения по формату электронной банковской гарантии и представил их на рассмотрение заинтересованным ведомствам и профессиональному сообществу, — рассказал руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса, старший вице-президент ВТБ Руслан Еременко. — Основной задачей стало соблюдение баланса интересов заказчиков и поставщиков с учетом требований Федерального закона 44-ФЗ. По нашему мнению, использование структурированного формата существенно упростит процесс взаимодействия с заказчиками при выдаче гарантий по поручению клиентов малого и среднего предпринимательства.

- Использование унифицированного структурированного формата банковской гарантии для госзакупок позволит минимизировать количество спорных ситуаций по гарантиям и необоснованных отказов в их принятии со стороны заказчиков. Для этого уже сейчас банки-гаранты комплексно анализируют потребности клиентов для того, чтобы предложить банковские продукты, оптимальные для всех игроков рынка — подчеркнула Виктория Гузеватая, председатель Банковской комиссии Российского национального комитета Международной торговой палаты.

 

14.01.2020

Рынок. Объем госзакупок в РФ вырос на 15%

Объем госзакупок в РФ в 2019 г. вырос на 15% до 9,6 трлн руб., следует из данных Единой информационной систем (ЕИС) в сфере закупок.

В прошлом году госзаказчики разместили 2,9 млн извещений о проведении закупок на общую сумму в 9,6 трлн руб. Годом ранее эти показатели составили 3,2 млн извещений на 8,3 трлн руб.

На конец 2019 г. госзаказчики заключили 3,4 млн контрактов на 7,7 трлн руб. против 3,6 млн контрактов на 6,9 трлн руб. в 2018 г. При этом показатель относительной экономии по заключенным контрактам снизился на 1,2 п.п., до 5,3%. В то же время в абсолютном значении экономия госзаказчиков выросла — до 361 млрд руб. в 2019 г. с 348 млрд руб. в 2018 г.

Госкомпании разместили в ЕИС 1,2 млн извещений о проведении закупок на 13,9 трлн руб. По итогам 2018 г. компании опубликовали в системе 1,3 млн извещений на 16,9 трлн руб. Объем размещенных в ЕИС контрактов госкомпаний с поставщиками составил 18,5 трлн руб. (1,4 млн контрактов). Годом ранее эти показатели составляли 1,2 млн контрактов на 18 трлн руб.

14.01.2020

Новости рынка банковских гарантий. БАНКИ

С 1 января по 31 декабря 2020 г. банки, выдающие банковские гарантии,  должны соответствовать следующим требованиям

наличие собственных средств в размере не менее 300 млн руб., рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;

наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «В(RU)» по классификации АКРА и (или) не ниже уровня «ruB» по рейтинговой шкале АО «Эксперт РА».

Кроме этого, с 1 января по 31 декабря 2021 г. банки должны соответствовать следующим требованиям:

наличие собственных средств в размере не менее 300 млн руб., рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;

наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «B+(RU)» по классификации АКРА и (или) не ниже уровня «ruB+» по рейтинговой шкале АО «Эксперт РА».

Ранее, постановлением от 12 апреля 2018 г. № 440, кредитный рейтинг банков с 01 января 2020 г. был установлен не ниже уровня «ВB-(RU)» по классификации АКРА и (или) не ниже уровня «ruBB-» по рейтинговой шкале АО «Эксперт РА».

Изменились требования к банкам, которые вправе выдавать гарантии

В конце прошлого года выступили в силу новые части 1.3-1.6 статьи 45 контрактной системы, согласно которым заявки участников и исполнение контрактов могут быть обеспечены банковскими гарантиями, выданными банком, в отношении которого действует план участия Банка России. Это значит, что ЦБ РФ принимает меры по предупреждению банкротства такого банка и гарантирует непрерывность его деятельности. В этом случае право банка выдавать соответствующие гарантии действует независимо от его соответствия требованиям, указанным в ч. 1.1 ст. 45 44-ФЗ.

При этом банк не исключается из перечня банков, предусмотренного ч. 1.2 ст. 45 44-ФЗ. Также банк включается в перечень в случае, если он был все же исключен из него до принятия Советом директоров Банка России соответствующего решения.

04.09.2019

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С 1 ИЮЛЯ 2019

Разберемся, обязаны ли заказчики требовать обеспечивать эти обязательства в каждой закупке. Можно ли получить для этого отдельную банковскую гарантию. Примет ли заказчик обеспечение гарантийных обязательств после того, как контракт заключен. 

Изменения в 44-ФЗ, которые касаются гарантийных обязательств:

1. В ч. 4 статьи 33 появилось понятие «гарантийные обязательства» (далее — ГО). Оно включает в себя:

  • гарантию качества,
  • требования к сроку гарантии,
  • объем предоставления гарантий качества,
  • требования к гарантийному обслуживанию товара.

В статье сказано, что гарантийные обязательства заказчик устанавливает при необходимости. Что значит, при необходимости? Наши эксперты считают так: если у объекта закупки (например, музыкальных инструментов или огнетушителя) устанавливается гарантийный срок эксплуатации, то заказчик требует от победителя обеспечить гарантию качества этих товаров на весь сроки эксплуатации.

2. В новой редакции  п. 1 ч. 13 статьи 34 появилось условие: если заказчик установил в закупке гарантийные обязательства, то он включает в проект контракта порядок и сроки предоставления этих обязательств.

3. Ч. 1 ст. 45 дополнили правилом, что с 1 июля 2019 банковскую гарантию можно предоставлять не только на обеспечение заявок и исполнение контрактов, но и на гарантийные обязательства.

4. В статье 94 появилась новая ч. 7.1. Если заказчик установил требование об обеспечении ГО, то документ о приемке товара, работ, услуг подпишут, только если исполнитель предоставил обеспечение ГО.

5. В ч. 1 ст. 96 в новой редакции говорится, что если заказчик требует обеспечить гарантийные обязательства, то эту информацию необходимо включить в извещение, документацию, проект контракта в закупке, приглашение участвовать в закрытой закупке.

В итоге выстраивается такая цепочка:

1. Если не указано другое (как например, в закупках машин и оборудования), то заказчик устанавливает гарантийные обязательства при необходимости. То есть не в 100% случаев, а решает в зависимости от объекта закупки, нужны они или нет.

2. Если установил, то обязан требовать их обеспечения и прописывает порядок его предоставления в документах закупки.

3. Если нужно обеспечить, то не подпишет акты-приемки, если нет обеспечения гарантийный обязательств.

Какими способами обеспечивать гарантийные обязательства

Победитель закупки сам выбирает, каким способом обеспечить основные и гарантийные обязательства:

  • предоставить банковскую гарантию,
  • внести деньги на счет заказчика.

Можно ли предоставить отдельно банковскую гарантию на основные обязательства и отдельно на гарантийные? Примут ли такую гарантию?

Да, можно оформлять две банковские гарантии, причем исходя из формулировок закона это можно сделать в разное время:

  • на исполнение контракта — перед подписанием контракта,
  • на исполнение ГО — перед подписанием акта приемки.

При желании, основные и гарантийные обязательства можно обеспечить одной банковской гарантией. Но вероятны сценарии, когда поставщику выгоднее предоставлять обеспечение разными способами, например:

  • Для “заморозки” на короткое время переводить заказчику деньги (исполнение контракта), а на долгий срок (гарантийные обязательства) брать банковскую гарантию.
  • Если процент обеспечения контракта большой (например, если в закупке есть аванс), то брать на него гарантию, а если процент обеспечения ГО низкий, то переводить деньги.

Напомним, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязательств минимум на один месяц, в том числе если сроки контракта сдвинулись по независящим от сторон причин. Об этом сказано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. Конкретный срок заказчик установит в извещении и документации к закупке.

Также победитель вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств или предоставить заказчику новое обеспечение взамен старого (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).

Когда вернут обеспечение гарантийных обязательств?

В 44-ФЗ прямого ответа нет, но предполагаем, что заказчики будут руководствоваться теми же правилами, что и при возврате обеспечения контракта:

  • в течение 30 дней с даты окончания обязательств.
  • в течение 15 дней, если закупка проходила среди СМП.

В любом случае порядок и сроки возврата должны быть прописаны в документах закупки. Посмотрим, как заказчики будут действовать на практике. Например, уже в некоторых закупках встречаются такие формулировки: “Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств возвращаются заказчиком поставщику в течение 30 дней с даты обращения поставщика, но не ранее истечения срока гарантийных обязательств, указанного в пункте 7.3. контракта”.

Какие риски связаны с изменениями?

Больше расходов на обеспечение

На практике заказчики все чаще требуют обеспечить гарантийные обязательства в закупках, опубликованных после 1 июля 2019 года, а это дополнительная финансовая нагрузка на исполнителя. Если срок исполнения гарантийных обязательств затягивается на несколько лет, победителю закупки придется ждать, когда вернут обеспечение деньгами или оплачивать комиссию банку за выдачу банковской гарантии.

При этом на некоторые товары (запчасти, бытовую технику и т.д.) действует гарантия производителя, то есть гарантийные обязательства дублируются.

В законе не зафиксирован срок возврата денег, перечисленных на обеспечение ГО

Если заказчик не включит в контракт условия возврата денег, то рассчитывать придется только на его адекватность. Поэтому лучше до подачи заявок прочитать условия контракта и рекомендовать заказчику включать условия, если их нет.

Не все банки выдают гарантии на ГО

На момент публикации статьи некоторые банки еще не ввели новый вид гарантии в линейку своих продуктов, и соответственно количество предложений на рынке на обеспечение ГО меньше, чем на исполнение контракта.

Источник: Контур.Закупки

08.08.2019

Выдача банковских гарантий исключена из перечня лицензируемых операций

С августа 2019 года выдача банковских гарантий не является лицензируемой операцией. Такое решение приняла Госдума России в третьем чтении. Теперь финансовым институтам РФ не придется получать разрешение в Банке России, чтобы выдавать гарантийные документы на госзакупки.

Институт независимой гарантии предполагает, что документ может предоставляться банками и другими кредитными организациями. Банковская гарантия является разновидностью независимой гарантии, чья выдача не лицензируется. При таком раскладе предоставление гарантийных документов банками и кредитными организациями также не должно подвергаться лицензированию. Выдача гарантий также не облагается НДС.

Справка! Из перечня лицензируемых операций исключаются также операции по исполнению банковских гарантий, выдаче поручительств за третьих лиц, оказанию услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», получению от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий, уплаченных банком по договорам страхования.

07.08.2019

Изменились требования к банковской гарантии по фз-44

С 30 июля 2019 года основные и гарантийные обязательства по государственным закупкам будут обеспечиваться одной банковской гарантией. В связи с эти меняются требования к гарантийному документу.

В банковской гарантии, согласно изменениям Постановления Правительства РФ от 30 июля 2019 года, появятся следующие требования:

должны быть перечислены права заказчика относительно выполнения или невыполнения поставщиком требований к качеству товара, работы, услуги, гарантийному сроку, гарантийному обслуживанию товара;

в бумажном или электронном виде должны представляться требования относительно уплаты сумм по банковской гарантии.

При этом в тексте банковской гарантии не должны упоминаться сведения о праве банка отказывать в удовлетворении требований заказчика по выплатам в случае нарушения гарантийных обязательств. Аналогично не прописывается и требование предоставить отчет об исполнении гарантийных обязательств.

06.08.2019

ОПРЕДЕЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ НА 2020 И 2021 ГОДЫ К БАНКАМ, ВЫДАЮЩИМ БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗАЯВКИ И КОНТРАКТЫ ПО ЗАКОНУ № 44-ФЗ

Со 2 августа текущего года вступили в силу изменения, которые Правительство РФ внесло в постановление от 12 апреля 2018 № 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов" (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2019 г. № 919).

 

В соответствии с указанными изменениями с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно соответствовать следующим требованиям:

- наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб., рассчитываемых по методике Банка России, по состоянию на последнюю отчетную дату;

- наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "В(RU)" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruB" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".

 

Кроме этого, установлены требования, которым указанные банки должны соответствовать в период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно:

- наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб., рассчитываемых по методике Банка России, по состоянию на последнюю отчетную дату;

- наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "B+(RU)" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruB+" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".

25.07.2019

Госдума отложила рассмотрение поправок в закон «Об электронной подписи»

Рассмотрение вызвавшего острую дискуссию законопроекта об электронной подписи, намеченное на 23 июля, перенесено. Это стало неожиданностью даже для противников документа из числа крупного бизнеса, указывавшего, что поправки приведут к госмонополии на рынке, значительным затратам, включая бюджетные, и другим негативным последствиям. Вернуться к законопроекту Госдума планирует осенью.

Госдума 23 июля не стала рассматривать поправки в закон «Об электронной подписи», планировавшиеся к первому чтению. Из карточки проекта на сайте Госдумы следует, что теперь их планируют рассмотреть в осеннюю сессию. «Внесение поправок на рассмотрение перенесли на осень в связи с сегодняшним решением совета Госдумы»,— подтвердила “Ъ” пресс-секретарь председателя комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова Лилия Халикова.

Поправки предусматривают, что юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) смогут получать усиленную квалифицированную электронную (КЭП) подпись только в Федеральной налоговой службе (ФНС), а финансовые организации — в Центробанке.

 

Аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры (УЦ), которые выдают КЭП сейчас, смогут выдавать такие подписи только физическим лицам. При этом требования для обычных УЦ планируют сильно ужесточить. Кроме того, документы нужно будет подписывать не одной, а двумя КЭП. Это поможет сократить объем мошенничества, говорится в пояснительной записке.

Законопроект вызвал острую критику бизнеса. Только на прошлой неделе письма с замечаниями (есть у “Ъ”) в Госдуму направили «Деловая Россия», «Опора России», Национальная платежная ассоциация, ассоциация поставщиков и ритейлеров ECR Russia, Национальный совет финансового рынка, Ассоциация разработчиков и операторов систем электронных услуг (РОСЭУ), Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), «Вымпелком», Тинькофф-банк. До этого проект критиковали государственно-правовое управление администрации президента, ФСБ и Сбербанк (письма есть у “Ъ”).

В обращениях бизнеса говорилось, в частности, что проект «фактически устанавливает госмонополию» в сфере изготовления и выдачи квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей для юридических лиц и ИП.

Основные претензии сводятся к тому, что изменения приведут к закрытию подавляющего большинства коммерческих УЦ, потребуют значительных затрат из бюджета на расширение и поддержание мощностей УЦ ФНС, а также к «концентрации всех типов рисков на единственной инфраструктуре», что станет «удобной мишенью для кибератак».

Компании просили поддержать альтернативный законопроект, разработанный с участием пожеланий бизнеса, который «лишен этих недостатков», но 18 июля комитет по финансовому рынку вернул его автору Людмиле Боковой, посчитав, что ее идеи потребуют затрат из бюджета.

Источник в финансово-экономическом блоке правительства подчеркнул, что решение о внесении изменений в закон «Об электронной подписи» было принято на правительственной комиссии по цифровому развитию информационных технологий под председательством Дмитрия Медведева и «направлено прежде всего на защиту интересов бизнеса и граждан». По его данным, только с 2018 по второй квартал 2019 года ФНС зафиксировала порядка 43,3 тыс. случаев неправомерного использования КЭП, в том числе более 3,5 тыс. фиктивных деклараций более чем на 88 млрд руб. Они завизированы электронными подписями, полученными на третьих лиц без их ведома или по поддельным документам.

25.07.2019

СП РФ предлагает заменить в госзакупках банковскую гарантию на гарантийный лимит

Счетная палата (СП) РФ предлагает заменить в госзакупках банковскую гарантию на гарантийный лимит, заявил аудитор СП Максим Рохмистров в ходе круглого стола «Государственные закупки и нецелевое расходование бюджетных средств: какой должна быть контрактная система в РФ».

«Многих от участия в госзакупках останавливает то, что для этого им надо идти в банк и получать банковскую гарантию – он (участник) еще не стал победителем аукциона, а банку уже должен заплатить, поскольку гарантия стоит денег – от 1,5% до 6% от размера гарантии, – сказал Рохмистров. – Сейчас мы предлагаем рассмотреть такой вариант, как гарантийный лимит, который активно используется в частном секторе».

По словам Рохмистрова, можно разработать бесплатный инструмент для потенциальных поставщиков. Суть в том, что банк, в котором компания является клиентом, на основании данных о ней определяет размер кредита, который он готов оперативно предоставить компании в случае ее победы в госзакупке для обеспечения исполнения контракта. «Соответственно, он (поставщик) не платит деньги – это просто утвержденный для него лимит, – отметил Рохмистров. – А вот если он станет победителем закупки, то тогда заплатит банку соответствующий процент – в таком варианте, наверное, больше людей захотят поучаствовать в госзакупках».

В свою очередь руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова отметила, что финансовое ведомство предлагает проработать вопрос предоставления участникам закупок универсальной банковской гарантии. «По нашему предложению поставщик сможет вместо нескольких банковских гарантий (гарантии на обеспечение заявки на участие, возможно в ряде закупок, по исполнению контракта или контрактов) сможет получить одну гарантию с открытой датой – то есть, с определенным сроком действия и с определенным лимитом», – пояснила Демидова.

По действующему закупочному законодательству госзаказчик имеет право потребовать от потенциальных поставщиков обеспечения заявок на участие в закупке (до 5% от цены контракта) и исполнения контракта (до 30%). Обеспечение может взиматься денежными средствами или в виде банковской гарантии. Последние имеют право предоставлять около двух десятков российских банков, удовлетворяющих ряду требований.

23.07.2019

ВЛАСТИ ХОТЯТ УЖЕСТОЧИТЬ ПРАВИЛА ПОЛУЧЕНИЯ ЭЦП

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять 23 июля в первом чтении поправки в закон «Об электронной подписи». Они существенно ужесточат для юридических лиц правила получения электронных подписей, сообщил «Ведомостям» председатель комитета Анатолий Аксаков.

Квалифицированные электронные подписи (КЭП) юрлицам сможет выдавать только удостоверяющий центр (УЦ) Федеральной налоговой службы (ФНС), а кредитным организациям – УЦ Банка России, говорится в поправках.

Законопроект ужесточает требования к коммерческим УЦ: они должны иметь капитал не менее 1 млрд руб. или не менее 500 млн руб., но тогда филиалы не менее чем в трех четвертях регионов.

Зачем монополизировать

Изменить правила выдачи КЭП власти хотят давно – слишком много допускают нарушений. С начала 2018 г. по II квартал 2019 г. только ФНС зафиксировала около 43 300 случаев неправомерного использования КЭП, рассказывает представитель ФНС. Самое распространенное нарушение: КЭП выдается по фиктивным документам, используется для регистрации юрлиц и ИП.

Чего боится бизнес

Ежегодно выдается около 5,5 млн КЭП, из них 95% получают юрлица, говорит советник гендиректора СКБ «Контур» (выдает электронные подписи) Анастасия Лабуцкая. Законопроект фактически отнимет у коммерческих УЦ 95% бизнеса, а с учетом ужесточения требований для УЦ приведет к еще большей монополизации рынка, сетует она.А еще бизнес боится подорожания пошлин на КЭП: сейчас средняя рыночная стоимость сертификата электронной подписи составляет 1500 руб., а предполагаемая госпошлина за получение квалифицированного сертификата будет составлять 2500 руб., рост стоимости приведет к росту затрат – розничный банк, к примеру, использует несколько тысяч сертификатов на несколько миллионов рублей в год.

Статьи

Открыть счет
в Точка банке