Применение обеспечения по контракту позволяет, в частности:
- минимизировать риски столкновения с недобросовестными поставщиками;
- застраховать себя от разного рода нарушений предусмотренных контрактом условий, неполного или ненадлежащего его исполнения со стороны поставщика.
В качестве обеспечения всегда выступает определенная денежная сумма. Рассчитывается она в процентах от цены договора и определяется на усмотрение заказчика.
От обеспечения исполнения контракта, если вы планируете принимать участие в госзакупках, уйти не получится. В этой статье предлагаем разобраться со всеми нюансами, которые касаются данного вопроса и которые вам обязательно нужно знать, понимать и учитывать в своей деятельности.
Нормативное регулирование в 2023 году
Основные нормы, касательно использования обеспечений, содержатся в положениях закона 44 ФЗ, а именно – в статье 96-й. Она состоит из нескольких пунктов и содержит отсылки к другим статьям данного нормативного акта. Кроме того, общие положения касательно обеспечения договорных обязательств содержатся в Гражданском кодексе. Они выступают своеобразной базой, а профильные статьи регулируют вопрос уже более детально, с учетом особенностей проведения государственной закупки.
Некоторые моменты, надо сказать, вообще не прописаны в законе и регулируются сугубо заключенным между сторонами договором. Это, например, срок возврата обеспечения исполнения контракта при надлежащем выполнении условий и отсутствии каких-либо претензий со стороны заказчика. Такие сроки обязательно должны быть оговорены в тексте контрактов, иначе имеется риск возникновения спорных ситуаций между сторонами сделки.
Еще одно важное замечание – действующие законы являются довольно гибкой, нестабильной, если можно так сказать, субстанцией. Речь о том, что в нормативные акты, включая 44 ФЗ, практически каждый год вносятся различные поправки. Изменения могут коснуться любых положений, и вопросов обеспечения контракта в том числе. Внимательно следите за такими поправками, просматривайте актуальные перечни ФЗ на официальных ресурсах или консультируйтесь с профессионалами. Не получится один раз скачать текст закона, прочитать или распечатать – и больше не заглядывать в него. Важно учитывать именно действующие на этот год и дату нормы, чтобы не столкнуться с отказом в электронной закупке только по той причине, что по невнимательности не были соблюдены обеспечительные условия.
Доступные виды обеспечений
По 44 ФЗ, обеспечительные меры могут иметь две основные формы:
- непосредственно денежное обеспечение исполнения контракта – перевод указанной суммы на специальный счет заказчика в качестве подтверждения добросовестности. После выполнения условий договора данные средства возвращаются обратно поставщику в том же размере, без каких-либо процентов, удержаний и т. п.;
- независимая гарантия – обеспечения по контракту, которое предполагает задействование третьего лица (как правило, банка из правительственного перечня). Заказчик обращается к банку и за сравнительно небольшую комиссию получает гарантийный документ. Согласно гарантии, банк берет на себя обязательство выплатить оговоренную сумму заказчику, если контракт будет нарушен, а потом уже будет самостоятельно взыскивать долг у поставщика – своего клиента.
Получается, что с точки зрения понесенных расходов, денежное обеспечение контрактов является более выгодным. Однако на практике привлечение банковских гарантий позволяет не выводить средств компании или предпринимателя из оборота и продолжать использовать их для текущего ведения бизнеса. Это особенно удобно для представителей СМП, у которых нет сверхоборотов и, соответственно, возможности на продолжительное время вывести из использования крупные суммы.
Что важно знать поставщику касательно форм обеспечения исполнения контракта в государственных закупках. Отказаться от него, если такое условие предусмотрено закупочной документацией вы не можете. Но – выбор удобной формы ФЗ оставляет полностью на ваше усмотрение. Любое требование заказчика о предоставлении только той или иной обеспечительной меры является незаконным и может быть оспорено. К тому же вы имеете право заменить выбранное обеспечение по контракту в любой момент времени на протяжении действия договора. Например, сначала внести нужную сумму, а через время заменить ее независимой гарантией и попросить вернуть средства обратно. Согласия заказчиков в данном случае не требуется, что позволяет варьировать используемые обеспечительные меры в зависимости от ситуации.
Не допускается:
- покрытие суммы обеспечения исполнения контракта несколькими платежами или несколькими банковскими гарантиями – это должен быть один платеж и один документ на всю сумму;
- использование двух обеспечительных форм одновременно, когда часть суммы вносится в денежной форме, а другая идет по независимой гарантии;
- менять одну гарантию на другую на протяжении срока действия договора. Сразу должен быть предоставлен документ со сроком действия плюс 1 месяц от конечной даты исполнения контрактных обязательств;
- выполнение требований об обеспечении по контракту после его подписания. Сначала поставщик-победитель электронных торгов исполняет обеспечительные требования и только потом с ним подписывается договор. Мало того – на внесение обеспечения исполнения контракта поставщику дается не более 5-ти дней после оглашения результатов аукциона или торгов. Если победитель не успевает в назначенные сроки, договор с ним не подписывается.
Последний описанный пункт при его несоблюдении не только лишает вас работы над выгодным контрактом, но и может повлечь за собой внесение в реестр недобросовестных поставщиков с соответствующими последствиями и ограничениями.
Размер обеспечения исполнения договора
Сумма обеспечительного платежа на исполнение контракта не является стандартной и одинаковой для всех закупок. В законодательном акте № 44 ФЗ на этот счет предусмотрено следующее правило:
- 0,5–30% от начальной/максимальной цены договора (НМЦ) – на усмотрение заказчика, с указанием в уведомлении о закупке. Это общее положение, которое действует во всех случаях, за исключением установленных отдельно исключений;
- если по заключаемому контракту предусматривается выплата аванса в пользу поставщика, размер необходимых обеспечительных мер приравнивается к сумме этого самого аванса;
- если расчеты по договору осуществляются с казначейским сопровождением, максимальный порог суммы уменьшается до 10% от НМЦ;
- при НМЦ договора свыше 50 миллионов рублей, нижний порог обеспечения по контракту, наоборот, поднимается до 10%;
- если имеет место факт демпинга (заявленная поставщиком сумма на 25% меньше НМЦ по закупочной документации), для исполнения им договора потребуется внесение обеспечительных денежных средств или независимой гарантии на сумму, в 1,5 раза превышающую ту, что установлена для других поставщиков по закупочной документации. При этом вносимая сумма не должна быть менее 10% от НМЦ.
Данные условия аналогичны для представителей СМП и крупных компаний. Правила об обеспечительных мерах применяются к ним одинаково и полностью регулируются решениями заказчика, указанными в уведомлении о закупке и закупочной документации.
При этом если начальная стоимость договора не превышает 500 тысяч рублей, согласно 44 ФЗ, заказчик вправе и вовсе не применять обеспечительных мер. В любом случае информация об этом будет размещена вместе с остальными сведениями по закупке. Так вы будете четко понимать, в какой срок и какую сумму вам нужно будет внести в качестве обеспечительного платежа.