Данный документ довольно обширный, масштабный и детальный. Рассмотреть его во всех подробностях в пределах одной статьи не получится, но мы предлагаем остановиться на системообразующих положениях. Они будут полезны начинающим предпринимателям, которые еще не сталкивались в своей деятельности с муниципальными и государственными закупками.
Коротко о законе
Законодательный акт № 44-ФЗ вступил в силу с 2014-го года, а последние существенные изменения начали действовать в 2022-м. Структурно он состоит из более чем 100 статей, разделенных на главы, и устанавливает:
- основные понятия и принципы проведения закупок по контракту;
- процедуру планирования, обоснования, общественных обсуждений проводимых закупок;
- непосредственно процесс закупки (выбор поставщика, участие разных категорий субъектов, требования к ним, особенности электронных конкурсных способов и далее, вплоть до изменения и расторжения контракта с поставщиками); особенности аудита, мониторинга, контроля в данной сфере, ведения реестров договоров, а также недобросовестных поставщиков;
- порядок подачи различных жалоб и ответственности по контракту;
- особенности проведения отдельных типов закупки: оборонные заказы, архитектура, инженерные изыскания, кредитование и др.
Как видим, сфера регулирования 44-ФЗ достаточно широка. Его положения дополнительно конкретизируются постановлениями Правительства и другими подзаконными актами, поэтому если вы планируете заключать государственный или муниципальный контракт впервые, стоит предварительно проконсультироваться со специалистами или даже воспользоваться сопроводительными услугами.
Как говорится в самом законе, он регламентирует отношения, которые касаются обеспечения муниципальных и гос нужд, с целью увеличения результативность и эффективности приобретения работ, услуг или товаров, поддержания прозрачности и противодействия коррупции в области подписания подобных контрактов.
Если смотреть с точки зрения сторон сделки, основополагающими моментами, которые нам дает понять ФЗ, являются порядок выбора поставщика, процедура закупки заказчиком того или иного вида, ход заключения, выполнения и расторжения контракта. На этих пунктах мы и предлагаем остановиться более детально, объяснив их простыми словами.
Общий порядок закупок по 44-ФЗ
Упрощенная схема госзакупки выглядит следующим образом:
- Заказчик – государственный или муниципальный орган, бюджетное учреждение, казенное или госпредприятие (образовательные, медицинские учреждения, фонды, предприятия ЖКХ и т. П.), имеет план заключения контрактов для закупок на государственные нужды с выделенными из бюджета средствами.
- Согласно данному плану, заказчиком в установленном порядке публикуется запрос о необходимости поставки, причем тендерная документация публикуется вместе с ним.
- Поставщик – юр лицо, предприниматель, самозанятый субъект, отвечающий требованиям закона 44, в ответ на запрос заказчика направляет заявку на участие в тендере с указанием необходимой информации о себе.
- Все поданные заявки рассматриваются заказчиком, чтобы остановиться на наиболее выгодном предложении.
- Между сторонами сделки заключается контракт, что также происходит в электронной форме.
- Поставщик своевременно и качественно выполняет свои обязательства, после чего производится оплата оговоренной суммы.
Обратите внимание: так как процедуры по государственным контрактам существенно цифровизировались, для участия в них и подписания договора поставщику необходимо иметь квалифицированную электронную подпись.
С этим же моментом связано наличие еще одного участника процесса заключения контракта – электронных торговых площадок. Они проводят аккредитацию участников закупки и ведут их реестр до момента, пока контракт не будет подписан.
Участники процедуры
Коротко об участниках мы упомянули в описании порядка закупки. Теперь подробнее. Согласно рассматриваемому ФЗ, в конкурсных процедурах имеется две основных стороны – заказчик и поставщик, или подрядчик.
В качестве первого выступают муниципальные или государственные бюджетные учреждения, предприятия, органы власти.
Их деятельность может финансироваться из бюджетов разных уровней. С их стороны, целью введения закона является рационализация расходования бюджетных средств и усиление контроля за этим.
Поставщиками товаров, работ или услуг являются юрлица, самозанятые и индивидуальные предприниматели. При этом для поддержки малого бизнеса не меньше 15% закупок должно осуществляться у его представителей, а также у некоммерческих организаций социальной направленности.
К поставщику 44-ФЗ выдвигает требования об отсутствии:
- долгов по налогам и сборам, превышающих 1/4 стоимости активов;
- судимости за экономические правонарушения (руководители юрлиц или непосредственно ИП);
- аффилированности с заказчиком;
- самого субъекта в Реестре недобросовестных поставщиков;
- активной процедуры банкротства в работе или ликвидации, приостановления деятельности.
Компания также не должна быть оффшорной. Приветствуется опыт исполнения государственных контрактов, оборот юрлица прямого влияния на выбор не оказывает – только предложенные им условия для выполнения тендера.
Не являясь непосредственной стороной договора, в закупках принимают участие также операторы электронных торговых площадок. Их задача – обеспечить условия для заключения контракта. На данный момент в их перечень входят Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, АГЗРТ, Национальная электронная площадка, Российский аукционный дом и др.
Виды закупок
Согласно действующей редакции закона, госзакупки могут осуществляться в нескольких формах с особенностями процедуры. В частности, по 44-ФЗ проводятся:
- электронные аукционы, на которые приходится примерно 60% всех закупок. Поставщики в данном случае отбираются в порядке аукциона, контракт заключается заказчиком с тем из них, кто предложить самую низкую цену;
- открытые и закрытые конкурсы. Победитель определяется заказчиком по соотношению цены и качества. Контракт предполагает не только материальную выгоду, но также гарантии надлежащей поставки (опыт, квалификация сотрудников, репутация на рынке и т. п.);
- запрос котировок, при котором от заказчиков направляется всего один запрос на закупку, на который отвечают все участники. Заявки просматриваются вместе, а договор заключается по варианту с самой низкой стоимостью;
- покупка от единственного поставщика, когда заказчик самостоятельно решает, у кого купить работы, услуги или товары. Здесь есть ограничения по максимальной сумме закупки и площадке для проведения для крупных заказчиков.
Актом 44-ФЗ предусмотрено также несколько других видов, но на практике они применяются гораздо реже названных.
Что нужно для участия?
Поучаствовать в конкурсной процедуре из ФЗ вправе каждый субъект хозяйствования, который соответствует общим требованиям к поставщикам и осуществляет деятельность в нужной для выполнения контракта сфере. Если торги проводятся в электронном порядке, необходимо авторизоваться на торговой площадке, указанной заказчиком, и заполнить форму заявки.
При обычной процедуре заявки направляются в заклеенных конвертах почтой или вручаются лично.
Для вступления в торги участнику нужно внести обеспечительный платеж, который определяется заказчиком и выступает своеобразной гарантией серьезности намерений. Как правило, сумма такого платежа составляет от 0,5% до 5% стоимости контракта (первоначальной) и возвращается участникам, не ставшим победителями.
Дополнительным обеспечением по таким контрактам может стать наличие независимой гарантии исполнения. Чаще всего речь идет о банковской гарантии, обратиться за которой можно в один из банков, внесенных в перечень Минфина.
Закупки, которые не входят в 44-ФЗ
Хотя законодательный акт № 44-ФЗ регулирует большую часть государственных и муниципальных контрактов, есть несколько категорий, что не подпадают под его сферу действия. В их число входит закупка заказчиком:
- услуг международных фин организаций;
- для госзащиты должностных лиц, судей, участников судебных процессов и т. п.;
- работы бесплатного адвоката для помощи в суде;
- драгоценных камней и металлов для пополнения Госфонда;
- избирательных комиссий по договорам для организации проведения референдумов или выборов и некоторые другие.