Какие закупки регламентирует?
Положения указанного нормативного акта распространяются на компании, которые на 50 или более процентов принадлежат государству. Под действие закона попадают также зависимые от таких фирм структуры. ФЗ-223 распространяется на следующих заказчиков:
- государственные монополии;
- унитарные предприятия;
- организации энергетики и водоснабжения;
- бюджетные учреждения.
Смысл закона в том, чтобы объединить и унифицировать ранее введенные правила проведения закупок. Дополнительно он должен обеспечить более рациональное расходование средств из бюджета. И на данный момент с поставленными целями справляется успешно.
Просто о закупках по 223-ФЗ
В отличие от других нормативно-правовых актов, регулирующих указанную сферу деятельности, данный закон сравнительно прост. Он не устанавливает конкретных правил участия в закупках, а лишь дает наиболее общие рекомендации для участников. Более конкретные условия могут и должны разрабатываться самими заказчиками путем принятия локальных правил. Это обеспечивает большую гибкость и мобильность, чем при жестком регулировании сверху.
Место проведения тендеров также устанавливается достаточно мягко. Заказчик вправе принимать заявки на любой из электронных площадок (в данный момент их уже больше 150). Регистрация на таких ресурсах может быть как платной, так и бесплатной. Заниматься организацией тендера вправе любое лицо, назначенное приказом руководителя, даже без профильного образования.
Виды тендеров по 223-ФЗ
В соответствии с текстом федерального закона выделяются:
- Аукцион. Наиболее простая и распространенная форма проведения госзакупок, в которой победитель определяется по наилучшей цене коммерческого предложения.
- Конкурс. Более взвешенная форма закупки, победителя определяют и по цене, и по другим условиям выполнения контракта (например, срокам, гарантии).
- Запрос предложений. Оценивается сразу ряд характеристик, которые интересуют в первую очередь заказчика. Такая форма более распространена при закупке сложных товаров и услуг. При условии, что цена не является главным фактором во время рассмотрения предложения.
- Запрос котировок. Наиболее сложная из всех форм проведения тендеров, при которой детально оцениваются и характеристики товара или услуги, требуемые тендерной документацией, и цена предложения.
Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ допускаются, но только при наличии дополнительных условий. В частности, такая форма тендера доступна компаниям, выполняющим оборонные заказы.
Отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ
Оба федеральных закона регламентируют процесс участия в закупках, но между ними есть фундаментальная разница. Главное отличие заключается в степени регулирования условий тендеров. 223-ФЗ устанавливает достаточно мягкие требования и позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупок. В противовес ему 44-ФЗ четко регулирует все этапы торгов.
Зачастую заказчиков устраивают правила, установленные более жестким нормативным актом. Поэтому, даже разрабатывая тендерную документацию самостоятельно в соответствии с 223-ФЗ, они могут использовать наработки из другого закона.
Вторым важным критерием, отличающим нормативные акты, является место проведения торгов. Если 223-ФЗ разрешает использовать любые электронные площадки, то 44-ФЗ — только 8 ресурсов, прошедших аккредитацию.
Требования к участникам по 223-ФЗ
К участию в тендерах допускаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. И существует лишь несколько стандартных ограничений. Например, в торгах не может участвовать организация, которая проходит процедуру банкротства или ликвидации либо имеет налоговую или банковскую задолженность. Но заказчики могут самостоятельно устанавливать дополнительные требования в тендерной документации. Зачастую в участии отказывают компаниям, во главе которых стоит лицо, совершившее экономическое преступление в прошлом.
Для регистрации на электронной торговой площадке поставщики товаров и услуг должны предоставить пакет документов:
- паспорт (если в торгах участвует ИП);
- комплект учредительной документации (для юридических лиц);
- налоговую или финансовую отчетность;
- документ, подтверждающий полномочия руководителя;
- сертификаты и лицензии, запрашиваемые заказчиком;
- документы, свидетельствующие о квалификации сотрудников компании.
Сроки подачи заявок различаются в зависимости от формы торгов и того, какие организации выступают участниками. Субъекты малого и среднего бизнеса могут предоставлять документы для аукционов и конкурсов в течение 15 рабочих дней при цене закупки более 30 млн рублей. При меньшей сумме срок сокращается до 7 дней. Для обычных участников всегда 7 дней. При запросе предложения у субъектов малого и среднего бизнеса есть 5 дней на подачу заявки, а у прочих поставщиков — 7 дней. Запрос котировок подразумевает минимальные сроки. Субъекты малого и среднего бизнеса должны подать заявку в течение 5 дней, а другие участники — 4 дней.
Помимо общих требований к поставщикам, заказчики в ряде случаев требуют банковские гарантии. Также участникам может понадобиться тендерный заем для обеспечения заявки. С этой проблемой поможет разобраться онлайн-сервис TenderHelp. Более 20 банков подключены к нашей системе, поэтому участники могут выбрать наиболее подходящую программу кредитования. Заполните заявку на сайте и узнайте обо всех нюансах процедуры.