Учет банковской гарантии

Учет банковской гарантии

Все большее распространение в предпринимательской деятельности получает банковская гарантия – инструмент, предусмотренный Гражданским кодексом для проведения разного рода сделок. Он является одним из способов обеспечения заявки или последующего выполнения контракта при госзакупках по закону № 44-ФЗ.

Иногда оформление банковской гарантии из возможности переходит в необходимость, которая открывает пути для вывода бизнеса на новый уровень, делает возможным не только участие в тендерах, но и предоставляет некоторые налоговые и таможенные льготы. Чтобы использовать гарантию по максимуму, нужно углубиться в тему правильного ее учета и проводок по счетам компании или ИП. Предлагаем поговорить об этом подробнее и рассмотреть основные моменты касательно учета банковских гарантий и сопутствующих вопросов.

Суть банковской гарантии

Чтобы говорить о бухгалтерских проводках, нужно сначала хорошо разобраться с сутью самого понятия. Актуальная редакция законодательства предусматривает инструмент, который называется независимой гарантией. Определением «независимая» в данном случае заменили именно банковскую из-за расширения перечня субъектов, которые вправе выдавать гарантийные документы. Однако на практике мы все-таки чаще говорим именно о банковских гарантиях, потому что выдают их именно банки и именно эта услуга пользуется все большей популярностью. В этой статье будем употреблять термины как синонимы. А если вы решили ознакомиться с текстом ФЗ № 44 или других нормативных актов самостоятельно, обращайте внимание на статьи, посвященные независимым гарантиям – это будет именно то, что вам нужно.

Перейдем к самому определению. Под банковской гарантией понимается один из инструментов обеспечения обязательств. Он предполагает такую схему взаимодействия субъектов, при которой банк берет на себя обязательство выплатить определенную сумму контрагенту своего клиента, если тот не выполнит свои обязательства по договору. Банк в данном случае выступает в роли гаранта и предоставляет гарантию как одну из своих финансовых услуг. При этом обязательно есть основной контракт, в отношении которого банковская гарантия и выдается.

Таким образом, в отношениях, связанных с независимыми гарантиями, имеем трех основных субъектов:

  • принципала – должника по основному договору, который покупает гарантию у банка;
  • бенефициара – выгодополучателя, в пользу которого выплачивается сумма по банковской гарантии, если должник нарушит свои обязанности;
  • гаранта – чаще всего банковское учреждение, оно предоставляет гарантию и делает впоследствии выплату.

Обратите внимание, что если все условия и обязательства по основному договору исполнены, банковская гарантия просто перестает действовать по окончанию указанного в ней срока. И все. Никакие другие последствия не наступают. Использовать гарантию бенефициар вправе только в случае нарушений. Тогда банк выплачиваем ему оговоренную сумму, а принципал переходит как бы в разряд должника банковского учреждения и становится обязанным погасить задолженность уже перед ним. Это – схематичная схема работы банковской гарантии, понимая которую, мы уже можем отталкиваться для учетных целей.

Банковская гарантия

Оказываем услуги по получению банковской гарантии

Получить банковскую гарантию

Основные положения касательно ведения учета

Так как банковские гарантии предполагают наличие нескольких субъектов с разным правовым статусом, то и бухгалтерский учет у всех них будет вестись с определенными особенностями. При этом отобразиться наличие гарантийного обеспечения должно на счетах всех участников процесса. Подтверждаются проводки с банковской гарантией документально и меняются на разных этапах взаимодействия.

Документальное подтверждение – чуть ли не основное условие правильного налогового и бухучета. Независимо от задействованных при этом счетов: балансовых или забалансовых.

В вопросе с банковской гарантией имеется один нюанс. Гражданский кодекс предоставляет возможность не заключать гарантийный договор в отдельном виде. А именно он и является основным первичным документом для ведения учета бухгалтером.

На практике независимую гарантию в преимущественном большинстве случаев все же оформляют отдельным договором, в котором прописываются все основные условия: срок действия, гарантийная сумма и др. Этого документа и принципалу, и бенефициару будет достаточно, чтобы независимая гарантия была отражена в учетной документации. Если договор по банковским гарантиям имеет электронную форму, он по своей юридической силе полностью приравнивается к бумажному. При необходимости печатную копию электронного договора можно запросить у банка, предоставляющего услугу гарантирования.

Конкретные проводки в бухгалтерском учете определяются рядом факторов:

  • вида основного контракта и обязанностей, которые по нему возникают;
  • порядка выплаты комиссии банку (определенная сумма/процент, разовая оплата или разбитая, к примеру, помесячно);
  • были ли нарушены обязательства по основному договору и была ли проведена оплата по гарантиям в пользу бенефициара.

Большинство случаев индивидуальны и требуют профессионального подхода. Поэтому при любых сложностях и спорных вопросах с банковской гарантией стоит обратиться за консультацией к специалисту в данной сфере.

Особенности работы с банковскими гарантиями в госзаказах

Так как мы специализируемся именно на вопросах, связанных с участием в государственных закупках, предлагаем разобрать отражение в бухучете связанных с ними гарантийных обязательств.

В первую очередь речь здесь идет именно о принципале – поставщику товаров или услуг по основному контракту. Ему банковская гарантия может потребоваться в двух случаях: для обеспечения заявки при подаче своего предложения на тендер и для обеспечения выполнения договора, если он был выбран в качестве победителя. Это если рассматривать конкурсные процедуры.

Учитывать гарантию принципалу нужно в качестве сделанных расходов. В учетной документации должна быть отражена уплата банку комиссии за предоставления гарантийных услуг, то есть расходы на банковскую гарантию.

Данные суммы учитываю двумя способами:

  • в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • как остальные расходы.

При этом отражаться потраченная на гарантию сумма также может одноразово или постепенно. Зависит данный момент от особенностей обязательства принципала, подкрепляемых банковскими гарантиями:

  • если доход от выполняемого контракта планируется получать на протяжении нескольких отчетных периодов – расходы на банковскую гарантию тоже нужно распределить между периодами и сделать это обоснованно;
  • во всех других случаях – проводка в учете делается единовременно, в том отчетном периоде, когда расходы были непосредственно понесены.

Корреспонденция счетов по работе с банковской гарантией выглядит следующим образом:

  • сумма вознаграждению гаранту в полном виде или частично – дебет 91.2 (Прочие расходы) и кредит 76 (Расчет с разными дебиторами/кредиторами);
  • оплата надлежащего вознаграждения в пользу гаранта – дебет 76 и кредит 51 (Расчетные счета).
Получить банковскую гарантию Подать заявку

Несколько слов о налоговом учете

Когда с бухпроводками более-менее понятно, вкратце поговорим еще о налоговой отчетности, когда имеется банковская гарантия в дополнение к основному контракту. С точки зрения бенефициара, просто наличие его права на гарантию, до наступления условий, при которых он вправе потребовать от банка возмещения, никак не сказывается на налогообложении. А вот в отношении принципала действует несколько важных правил:

  • оформленную банковскую гарантию можно использовать для уменьшения налога на прибыль, так как она по сути является расходом по производству, реализации или внереализационным, но учитываемым расходом;
  • комиссия по банковским гарантиям является расходом на услуги банка. Данные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость. Соответственно, в налоговой отчетности по НДС они не отражаются;
  • расходы на гарантию при работе на упрощенной системе тоже можно указать для уменьшения налоговой базы.

Подтверждается пользование банковскими гарантиями договором с банками, выписками и другой документацией.


Задать вопрос
Неправильно введено имя
Неправильно введен телефон
Неправильно введена почта
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Ваша заявка отправлена!
В ближайшее время мы с вами свяжемся
по указанному E-Mail адресу.
Извините!
Ваши действия похожи на спам.
Отправка данных временно приостановлена.