- Подробно о госзакупках
- Какие нужны документы
- Какие площадки работают по № 44-ФЗ
- Как участвовать в госзакупках: пошаговая инструкция
- Шаг 1: оформление электронной подписи
- Шаг 2: регистрация в ЕСИА
- Шаг 3: регистрация в ЕИС
- Шаг 4: открытие спецсчета
- Шаг 5: поиск заказа
- Шаг 6: сбор документов
- Шаг 7: изучение тендерной документации
- Шаг 8: внесение обеспечения
- Шаг 9: подготовка заявки
- Шаг 10: подписание контракта
- Шаг 11: исполнение контракта
- Полезные советы
Полная инструкция для участия в закупках есть в № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере госзакупок…» от 05.04.2013. Но она написана сложным юридическим языком, и он может быть непонятен для начинающих — поставщиков товаров и услуг, которые планируют участвовать в электронных закупках.
Если вы только начинаете работать с государственными и муниципальными учреждениями и еще не заключили ни одного контракта по результатам торгов, наша инструкция создана специально для вас.
Подробно о госзакупках
Госзакупка — это приобретение товара или услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Закупки бывают конкурентными и неконкурентными, когда поставщик всего один — тогда контракт заключается с ним. Если же поставщиков много, на контракт может рассчитывать тот, кто предложит меньшую стоимость.
Есть и другие термины, которые желательно знать всем, начинающим работать в сфере закупок:
- Тендер. Может быть конкурсным или проводиться без торгов.
- Аукцион — вид торга, когда заказчик размещает техническое задание (ТЗ), а исполнители предлагают свои цены. Выигрывает тот, кто готов выполнить работу за наименьшую стоимость.
- Конкурс — вид торгов, в которых исполнитель выбирается не только по наименьшей цене, но и по ряду других параметров, которые обычно указываются в заявке. По итогам конкурса заказчик подсчитывает количество баллов, и выигрывает тот, кто максимально соответствует требованиям.
- Запрос котировок — запрос цен, когда заказчик размещает условия закупки, исполнители предлагают свои цены. Договор по результатам торгов заключается с компанией, которая предложит меньшую стоимость.
- Обеспечение исполнения — сумма, которую выносит победитель торгов по закону.
- Банковская гарантия — обязательство банка выплатить заказчику деньги, если исполнитель не выполнит условия. В таком случае исполнитель будет должен не заказчику, а банку.
Все госзакупки проводятся через электронную торговую площадку — ресурс, который обеспечивает взаимодействие заказчика и исполнителя.
Какие нужны документы
Перечень документов зависит от формы деятельности участника. Если в госзакупках участвует представитель малого бизнеса (ИП), понадобится декларация соответствия требованиям № 44-ФЗ, ИНН, декларация о принадлежности к СМП или СОНКО, справка об отсутствии задолженности по налогам, паспорт.
Для участия организации в госзакупках понадобятся следующие документы:
- уставные документы;
- свидетельство СРО, если по закону оно обязательно;
- лицензии, если деятельность подлежит лицензированию;
- декларация соответствия требованиям № 44-ФЗ;
- декларация о принадлежности к СОНКО или СМП;
- сведения о банковском счете для проведения оплаты заказчиком;
- уставные документы;
- документы, подтверждающие полномочия генерального директора.
В некоторых случаях для участия в закупках могут понадобиться копии выполненных договоров и актов о выполнении, справка об отсутствии задолженности по налогам. Все документы предоставляются в электронном виде.
Какие площадки работают по № 44-ФЗ
Организацией закупок занимаются только 8 электронных площадок, которые работают по № 44-ФЗ. Можно участвовать в закупках только на одной или сразу на восьми, но на каждой из них придется аккредитоваться.
Какие площадки может выбрать поставщик для участия в торгах:
- «Российский аукционный дом».
- ЭТП «ТЭК-торг».
- Единая электронная торговая площадка.
- Электронная торговая площадка «Заказ-РФ».
- ЭТП «Газпромбанка».
- ЭТП «РТС-тендер».
- Сбербанк-АСТ.
- ММВБ — «Национальная электронная площадка».
Просто зайти на сайт ЭТП и зарегистрировать личный кабинет недостаточно. Для участия в закупках нужно пройти аккредитацию, которая в общей сложности может занять 2–3 недели.
Как участвовать в госзакупках: пошаговая инструкция
Шаг 1: оформление электронной подписи
Для участия в закупках нужно получить электронную подпись, которая подходит именно для торгов. Ее можно оформить только в аккредитованном удостоверяющем центре. Заявку на оформление подписи можно подать онлайн, но сертификат выдадут лично в удостоверяющем центре.
Какие документы понадобятся для ИП при проведении торгов:
- СНИЛС, ИНН, ОГРНИП (копии);
- копии паспорта.
Сертификат выдается на флешке, срок изготовления — 3–5 дней, но можно сделать быстрее за дополнительную плату. Для участия в закупках достаточно вставить ее в системный блок, затем настроить саму подпись.
Шаг 2: регистрация в ЕСИА
ЕСИА — Единая система идентификации и аутентификации, проще говоря — Госуслуги. Чтобы участвовать в торгах по № 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться на Госуслугах, а затем авторизоваться через ЕСИА на сайте госзакупок.
Если же поставщик уже зарегистрирован как физлицо, нужно просто добавить организацию или сведения об ИП.
Шаг 3: регистрация в ЕИС
ЕИС — Единая информационная система, это не одно и то же с ЕСИА. В ЕИС участник попадает через сайт закупок. После регистрации в ЕСИА личный кабинет создается автоматически, но все равно туда нужно внести регистрационные данные. Для входа обязательно используется электронная подпись.
Шаг 4: открытие спецсчета
Для участия в госзакупках после регистрации в ЕИС нужно авторизоваться на выбранной электронной площадке. Авторизация производится через ЕСИА, понадобится флешка с электронной подписью. Когда все будет готово, необходимо открыть специализированный счет: если сумма контракта превысит 1 млн руб., он обязательно нужен. На этот счет вносится сумма в обеспечение заявки, и ее временно блокируют. Также со специального счета списывается вознаграждение с победителя госзакупок. В среднем операторы площадок берут 1 % от суммы закупки.
Шаг 5: поиск заказа
Для участия в госзакупках по № 44-ФЗ лучше всего обратить внимание на электронные аукционы и электронные запросы котировок. Это самые оптимальные формы торгов, по которым обеспечение требуется далеко не всегда.
Также на площадке можно поискать тендеры по определенным параметрам с учетом:
- стоимости закупки;
- региона исполнения контракта;
- способа определения поставщика;
- ключевых слов извещения.
Перед подачей заявки на торгах нужно внимательно изучить ТЗ и другую документацию, которую приложил заказчик.
Шаг 6: сбор документов
Перечень документов для закупок указан выше. В некоторых случаях заказчики на торгах могут потребовать документы, подтверждающие квалификацию сотрудников. Если требования слишком высокие, новичкам лучше воздержаться от подачи заявки и заключения контракта, и найти заказ попроще.
Шаг 7: изучение тендерной документации
На площадке госзакупок заказчики размещают всю документацию, касающуюся заказа. Чтобы заявку не отклонили и не возникло проблем уже после утверждения, следует обратить внимание на несколько моментов:
- Сроки исполнения контракта.
- Ответственность сторон.
- Требования к исполнителю и его квалификации.
- Условия денежного обеспечения.
Если есть подозрения, что не уложитесь в сроки исполнения, от подачи заявки на торгах лучше воздержаться.
Шаг 8: внесение обеспечения
В некоторых случаях на торгах требуется обеспечение заявки. Перед подписанием договора необходимо внести требуемую сумму, иначе участие в госзакупках будет невозможным.
Шаг 9: подготовка заявки
При участии в госзакупках крайне важно правильно оформить заявку, указав в ней информацию о товарах или услуге, а также сведения о том, насколько исполнитель соответствует требованиям заказчика. Если допустить малейшие ошибки, она не будет принята.
Сами торги начинаются уже через два часа после окончания приема заявок. Заказчик проверяет указанные сведения, а протокол подведения итогов публикует в течение двух рабочих дней.
Шаг 10: подписание контракта
Контракт должен быть подписан заказчиком не позднее двух рабочих дней после окончания закупки. В нем указывается стоимость работ или товара (цена победителя), описание объема. Если у исполнителя есть претензии к содержанию документа, протокол разногласий должен быть оформлен в течение пяти рабочих дней.
После подписания обеими сторонами контракт размещается в течение пяти дней, он должен быть удостоверен подписью и печатью организации-покупателя.
Шаг 11: исполнение контракта
Поставщик должен выполнить все обязанности, возложенные на него контрактом. Например, нельзя просто так заменить товар одной марки на другой, или сократить объем работ без согласования с заказчиком. Кроме того, последний должен подписать приемочные документы, а расчет в 2023 году производится в течение семи дней после этого.
Полезные советы
Найти выгодный заказ и хорошо заработать на нем не так-то просто. Город исполнения закупки особой роли не играет: если подойти грамотно к участию в госзакупках, можно получать хорошую прибыль и в Москве, и в небольшом провинциальном городке.
Вот несколько полезных советов для госзакупок:
- Начинайте с простых закупок. Так вы быстрее заработаете хорошую репутацию, и сможете перейти к более сложным и дорогостоящим заказам. Например, можно участвовать в региональных закупках малых объемов, где стоимость не превышает 1 млн руб.
- Используйте государственные преференции. Они полагаются по закону в основном малому бизнесу, а покупатели указывают их в извещениях. К примеру, госзаказчики должны проводить не менее 25 % общего объема закупок среди представителей малого бизнеса. Отдельные льготы полагаются и производителям отечественных товаров.
- Убедитесь, что ваша система налогообложения подходит. Большинство муниципальных и государственных организаций предпочитают работать с плательщиками НДС, поэтому, если у вас УСН, вам придется сдавать декларацию и перечислять дополнительные налоги в бюджет.
- Контролируйте срок подачи заявки. На площадках обычно указывается местное время покупателя, в ЕИС — московское. Из-за разницы в часовых поясах можно не успеть.
- Обсуждайте важные вопросы по торгам только письменно. Если вам нужны разъяснения, лучше отправьте заказчику запрос, особенно если дело касается изменения объема товаров или услуг. Телефонные консультации юридической силы не имеют.
- Указывайте в заявке только актуальные сведения. Ошибку все равно рано или поздно заметят.
- Помните про льготы для участников торгов — иногда они позволяют хорошо сэкономить.
Самое главное — рационально просчитывайте свою выгоду и потенциальный рост цен. Может оказаться, что в итоге вы ничего не заработаете или уйдете в минус. Чтобы быть увереннее, изучите доступные финансовые инструменты от TenderHelp и позвоните нам, и эксперты проконсультируют вас по всем вопросам!