Обеспечение заявки и исполнение контракта

Обеспечение заявки и исполнение контракта

Важным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков является обеспечение исполнения контракта и поданной для участия в торгах заявки, которое предусмотрено многими нормативными актами и широко распространено на практике.

В сфере государственных закупок основные положения касательно необходимых обеспечений урегулированы законом № 44-ФЗ и относятся к числу обязательных (то есть ни одна госзакупка по общему правилу не может обойтись без использования данных мер). В работе с другими контрактами применение такого механизма имеет свободный характер и остается сугубо на усмотрение заказчика.

Мы предлагаем разобраться с вопросом детальнее и сделаем это на основании актуальной редакции федерального закона № 44. Именно в нем содержится необходимая нам база и самые жесткие требования в отношении размера обеспечения, порядка его внесения и допустимых форм.

В чем смысл обеспечения контракта

Обеспечительные меры в системе закупок разработаны для защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Так как при реализации конкурсной системы часто решающим показателем является низкая цена на предоставляемую услугу или товар, есть риск столкнуться с низким качеством ее предоставления, нарушением сроков или вовсе уклонения от исполнения условий договора после получения аванса, если таковой предусмотрен условиями тендера.

Меры обеспечения исполнения контракта имеют своеобразный страховой характер и финансовую форму. В случае недобросовестности поставщика или других проблем с выполнением договора, заказчик получает финансовое возмещение понесенных при заключении контракта расходов и упущенного времени.

Этим же объясняется применение особых обеспечительных правил по демпинговым контрактам – тем, в которых поставщик снижает стоимость своей работы на 25% от первоначально заявленной. Уменьшается стоимость – повышаются требования к обеспечению, которое выполняет функцию дополнительной гарантии.

Получить банковскую гарантию Подать заявку

Виды обеспечительных мер

Согласно законодательству, под обеспечением исполнения контракта понимается залог, направленный на добросовестное выполнение условий договора. В процессе гос закупок потенциальные поставщики сталкиваются с двумя основными видами обеспечительных мер:

  • обеспечение заявки на участие – финансовое требование, которое указано в условиях тендера и которое выполняется каждым его участником при вступлении в процедуру. Без него заявка не принимается к рассмотрению. Обеспечительная сумма возвращается субъектам, не ставшими победителями, сразу после подведения итогов. Победителю, с которым подписывают контракт, ее также возвращают, но уже после выполнения условий сделки;
  • обеспечение исполнений договоров – денежное обязательство, предоставляемое только победителем тендера при подписании контракта, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если обязательства будут выполнены ненадлежащим образом или не выполнены вообще. Оно также возвращается после исполнения договора. А уклонение от его внесения расценивается как уклонение от заключения сделки и влечет за собой внесение субъекта в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Обращаем внимание, что это не альтернативные меры, используемые при работе с контрактами по принципу «или-или». Они применяются одновременно и страхуют заказчика на разных этапах проведения тендера. Причем если от обеспечения заявки можно уйти при сумме договора меньше 5 миллионов рублей (ее использование в данном случае оставляется на усмотрение заказчика), то для обеспечения исполнения контракта в сфере государственных закупок исключений предусмотрен крайне небольшой, исчерпывающий перечень.

Какой размер обеспечения

Конкретный размер денежного требования или обязательства устанавливается непосредственно заказчиком и зависит от суммы контракта, заключение которого планируется в ближайшее время. Закон устанавливает только максимальные и минимальные пределы, являющиеся своеобразными рамками для заказчиков и обязательными к исполнению.

Если говорить про обеспечение заявки, здесь действуют следующие нормативы:

  • при начальной цене (максимальной) контракта меньше 20 миллионов рублей – от 0,5% данной суммы до 1%;
  • при цене от 20 миллионов – от 0,5% до 5%.

Для организаций инвалидов и учреждений исполнения наказаний в этом плане действуют некоторые преференции. Если договор заключен с ними, размер обеспечения составляет 2%.

Перейдем к обеспечению исполнения контракта, где градуировка сумм еще более вариативная. Так:

  • общее правило – от 0,5% до 30% начальной цены, указанной в извещении;
  • при наличии аванса – не меньше размера авансового платежа;
  • при наличии аванса больше 30% – ровно в сумме аванса контракта;
  • если по законодательству предусмотрено казначейское сопровождение – 10%;
  • когда тендер проводился только для субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной ориентации – размер обеспечения рассчитывается по тем же правилам, но уже не от максимальной, а от реальной цены договора (по которой он подписывается);
  • в случае применения антидемпинговых мер – обеспечительные меры по исполнению контракта увеличиваются в 1,5 раза, но остается меньше суммы аванса. Если сумма договора не превышает 15 миллионов, можно подтвердить добросовестность поставщика и не увеличивать этот показатель.

Если контракт заключается с казенным учреждением, касается услуг по предоставлению кредитов или закупки, проводимой исключительно для малого предпринимательства и некоммерческих организаций, меры по обеспечению не требуются. В последнем случае – если участник еще до подписания договора предоставит сведения про исполненные на протяжении 3 лет до подачи заявки трех договоров, которые были выполнены без неустоек. Общая сумма таких сделок не должна быть меньше, чем начальная цена данной.

Формы обеспечения заявки и выполнения

Действующее законодательство предоставляет на выбор участника закупки два способа гарантировать исполнение обеспечительного требования. Они одинаковы как при обеспечении заявок, так и непосредственно выполнении договоров. А именно:

  • независимая гарантия – поручение банка или другого субъекта за участника, победителя торгов. Это услуга, которая предоставляется за определенную комиссию и заключается в том, что при нарушении контракта именно банк выплачивает компенсацию заказчику, а поставщик, в свою очередь, становится должником банка. Независимая гарантия может быть выдана банковскими учреждениями из перечня Минфина, госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ», фондами содействия кредитованию, входящими в систему поддержки малого предпринимательства, Евразийским банком развития. Срок гарантии не зависит от размера обеспечения и определяется соглашением поставщика и гаранта. Единственное требование – он превышает заявленный срок не меньше, чем на месяц;
  • денежное обеспечение заявки или выполнения – реальная сумма, которая либо замораживается на спец счете участника торгов, либо переводится на счет заказчика до выполнения договора. В случае надлежащего исполнения обязательств средства возвращаются, иначе они остаются у заказчика и покрывают понесенный ущерб.

Важно, что финансовое обеспечение исполнения контракта можно изменить на гарантию в любой момент, даже когда условия сделки уже начали выполняться.

Если выбирать из двух этих вариантов обеспечения заявки и договора, практичнее отдать предпочтение первому варианту. Так вам не придется выводить собственные средства из оборота, пусть даже на время. Вы располагаете финансами в полном объеме, а размер комиссии банка за гарантию на фоне этого становится вполне допустимыми расходами.

Задать вопрос
Неправильно введено имя
Неправильно введен телефон
Неправильно введена почта
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Ваша заявка отправлена!
В ближайшее время мы с вами свяжемся
по указанному E-Mail адресу.
Извините!
Ваши действия похожи на спам.
Отправка данных временно приостановлена.