Раньше факторинг был практически недоступен для малого и среднего бизнеса, им можно было воспользоваться только при работе с крупными сетями. Сейчас же этот финансовый инструмент популярен среди многих юридических лиц, которые предоставляют услуги, производят или продают товары.
Зачем бизнесу нужен факторинг
Зачастую субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ) приходится увеличивать стоимость товаров и услуг для покупателей, с которыми они работают по постоплате, чтобы не возникало недостатка оборотного капитала. Повышая цены, компания становится менее привлекательной по сравнению с конкурентами. Факторинговые услуги решают эту проблему: поставщик может сразу получить деньги за товар и восполнить недостаток оборотного капитала. Это сохранит ликвидность компании, ведь в балансе факторинг не отражается как кредитное обязательство.
Финансирование производится с участием нескольких сторон: подрядчика или поставщика, покупателя и фактора — финансовой компании, предоставляющей факторинговые услуги.
Как это работает
- Поставщик отправляет товар или оказывает услугу с отсрочкой платежа. На руках у него должны оставаться договор и другие документы по сделке.
- Поставщик обращается с этими бумагами к фактору, чтобы получить финансирование. Нужно подтвердить, что у него есть право требования оплаты с покупателя.
- Фактор перечисляет представителю МСБ (поставщику) до 100 % стоимости товара или услуг. Взамен к нему переходит право требования долга с покупателя.
- По окончании контрактной отсрочки покупатель оплачивает задолженность на счет фактора.
- Фактор в рамках факторинговых услуг перечисляет поставщику остаток средств, удержав свою комиссию.
Когда нужен факторинг
Улучшение положения по сравнению с конкурентами
Услуги факторинга позволяют вывести компанию на более конкурентоспособный уровень. Многим покупателям удобнее работать на условиях постоплаты, а вот поставщикам это выгодно не всегда: если образуется много непогашенных задолженностей, это может привести к банкротству. Кроме того, представители малого и среднего бизнеса не всегда могут позволить себе предоставлять товары и услуги третьим лицам на условиях отсрочки платежа. В некоторых случаях это полностью лишает компанию шансов на дальнейшее развитие, но стороннее финансирование фактором решает и эту проблему.
Факторинг — весьма удобный инструмент. Он позволяет конкурировать с представителями крупного бизнеса без привлечения дополнительных средств и финансирования на невыгодных условиях.
Управление дебиторской задолженностью
В большинстве компаний МСБ нет сотрудников, которые отвечали бы за учет и сбор дебиторской задолженности. В итоге это существенно увеличивает риск неуплаты долгов покупателями. Факторинговые услуги решают и эту проблему: фактору можно передать управление дебиторской задолженностью и не переживать, что что-то пойдет не так.
Развитие бизнеса
С помощью факторинга можно эффективно сокращать кассовые разрывы. Представители малого и среднего бизнеса могут без проблем расширять клиентскую базу, открывать филиалы и производить больше товаров, если будут своевременно получать финансирование, работая при этом с клиентами на условиях отсрочки платежа.
Некоторые банки предоставляют услуги безрегрессного факторинга. Это хорошая страховка на случай неуплаты платежа покупателем. В таком случае поставщику не придется возвращать деньги фактору. Ведь он не несет ответственность за невыплаченный долг покупателем.
Плюсы и минусы факторинга
Факторинг выгоднее стандартного займа, особенно если с оформлением кредитования для малого и среднего бизнеса есть сложности. По договору факторинговых услуг предприниматель может стабильно получать до 100 % стоимости поставки в первые дни отгрузки или оказания услуг по контракту с отсрочкой до одного года.
Также при оформлении договора факторинга не нужно предоставлять залог. Нет ограничений по сумме, а операции не указываются как кредитные обязательства в балансе. По мере увеличения объемов поставок лимит финансирования может расширяться.
Какие еще есть преимущества:
- Снижение рисков. Факторы информируют поставщиков о платежеспособности покупателей.
- Конкурентоспособность. Клиенты могут получать товары на условиях постоплаты.
- Стабильность. Оборотный капитал сохраняется вне зависимости от условий сделки.
- Прозрачность. Работа с дебиторской задолженностью упрощается и становится более упорядоченной.
Есть и недостатки. В большинстве случаев фактор предоставляет финансирование максимум на 1 год, доступен только безналичный расчет с ним. Если появляется просроченная задолженность, в дальнейшем деньги нельзя получать, пока она не будет погашена. Особенно если речь идет о крупной сумме.
Как получить услуги факторинга
Чтобы воспользоваться данным видом банковских услуг, нужно:
- Подать заявку на заключение договора факторинга.
- Дождаться предварительных результатов рассмотрения.
- Представить фактору документы и заключить договор.
Требования
У каждого банка свои требования к клиентам, которые хотят заключить договор факторинга. Но есть и общие условия:
- Отсутствие юридической связи между поставщиком и покупателем.
- Срок существования бизнеса у обеих сторон — минимум 6 месяцев.
- Контрактом должны быть предусмотрены безналичная форма расчетов, отсрочка платежа и пункт об отсутствии ограничений по уступке права требования оплаты.
- Между сторонами не должно быть нерешенных обязательств и споров.
Документы
Для заключения договора факторинга понадобятся Устав организации и другие учредительные документы, договор поставки или оказания услуг с постоплатой, бухгалтерские формы № 1 и № 2. После отгрузки товара или предоставления услуг нужно представить фактору бумаги, подтверждающие выполнение обязательств перед покупателем.
Вы можете сэкономить время и оформить факторинг через нашу онлайн-платформу. Достаточно выбрать подходящий вид и нажать на «Заказать услугу».