- Выгоды использования банковской гарантии
- Кто является заказчиком по 223-ФЗ
- Способ проведения закупок
- Площадки для проведения электронных торгов
- Публикация в ЕИС
- Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ
- Положение о госзакупках 223-ФЗ
- Требования, предъявляемые к банкам по 223-ФЗ
- Реестр банковских гарантий
- Как получить банковскую гарантию по 223-ФЗ
- Основания для возврата обеспечения
Закон определяет общие правила и особенности организации торгов и предоставляет заказчикам право самостоятельно составлять Положение о закупках. Таким образом, нормативы 222-ФЗ предусматривают определенную свободу действий при выборе гарантийного обеспечения. Цель банковской гарантии – защита заказчиков от недобросовестного или неполного выполнения обязательств поставщиком.
Выгоды использования банковской гарантии
Банковская гарантия повышает уровень ответственности исполнителя перед заказчиком, снижает риски получения финансовых убытков. Поставщик ТРУ (товаров, работ, услуг) получает возможность увеличить прибыль и улучшить позиции на рынке в результате выполнения контракта на большую сумму. Заказчик получает компенсацию от убытков, если исполнитель не выполнит договорные обязательства.
Банковский доход – вознаграждение за оказанную услугу клиенту, размер которого определяется в договоре. Если сумма гарантии менее 10 миллионов рублей, вознаграждение выплачивается в фиксированном размере, если более 10 миллионов рублей – начисляются проценты.
Кто является заказчиком по 223-ФЗ
Право оформить банковскую гарантию по 223-Фз получают:
- государственные компании, если доля участия государства превышает 50%;
- компании, представляющие не фазовую отрасль, транспортную сферу (РЖД), энергетику, теплоснабжение и других естественные монополии;
- бюджетные учреждения, осуществляющие закупки на деньги, вырученные от субподрядов, полученные на безвозмездной основе (гранты и подарки), либо за счет собственных средств.
Исполнителями (поставщиками) являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.
Способ проведения закупок
В положении, составленном заказчиком в рамках требований 223-ФЗ, указываются способы проведения закупок (конкурентных и неконкурентных), в том числе при участии единственного поставщика. Конкурентные закупки осуществляются в форме аукционов, конкурсов, запросов предложений и запросов котировок. В иных случаях заказчик самостоятельно выбирает способы и документирует их в положении о закупках.
Площадки для проведения электронных торгов
Перечень электронных торговых площадок для проведения закупок в рамках 223-ФЗ, не установлен в официальном порядке. Заказчик имеет право по своему усмотрению выбрать действующий сервис или организовать собственную площадку.
Требования к электронной подписи устанавливаются онлайн сервисом, где проводятся торги. Для участия в закупках по 223-ФЗ подойдет обычная квалифицированная электронная подпись (КЭП), но некоторые площадки могут потребовать оформить ЭП с усиленной защитой OID. Расширение всегда можно добавить к стандартному варианту подписи.
Публикация в ЕИС
Положение о закупках в ЕИС размещается не позднее 15 дней со дня утверждения. План закупок (включая изменения) публикуется в течение 10 календарных дней от даты утверждения, но не позднее 31 декабря. В случае проведения аукциона и конкурса проект договора, извещение о закупке и документация размещаются как минимум за 20 дней до даты окончания приема заявок. При проведении других способов закупки вышеуказанные документы размещаются в сроки, установленные Положением о закупке.
На ЕИС не размещается информация, если закупки связаны с государственной тайной, если они подпадают под действие Решения Правительства, содержащегося в части 16 статьи 4 Закона 223-ФЗ, а также, если стоимость контракта составляет менее 100 тысяч рублей. В том случае, когда годовая выручка организации превышает 5 млрд рублей, публикация в ЕИС осуществляется при закупках на сумму не более 500 тыс. рублей.
В отношении заказчиков по 223-ФЗ и представляющих их должностных лиц предусмотрены крупные штрафные санкции за нарушение сроков и (или) порядка публикации документов в ЕИС:
- за неподачу сведений в ЕИС для публикации – от 100 до 300 тыс. рублей для заказчика (от 30 до 50 тыс. рублей – для должностных лиц).
- за размещение с нарушением срока – от 10 от 30 тыс. рублей (на должностных лиц – от 2 до 5 тыс. рублей).
Допускается задержка в подаче сведений на 1 день, если на электронной площадке в момент подачи информации был зафиксирован технический сбой.
Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ
В банковской гарантии по 223-ФЗ отражается ряд обязательных сведений: дата выдачи финансового обеспечения, наименования участников соглашения (бенефициар, принципал, банк-гарант), права и обязанности участников договора. К обязательным сведениям относится также информация об условиях начисления и выплаты БГ и периоде ее действия.
В банковской гарантии указываются номер лицензии, на основании которой учреждение осуществляет деятельность, юридический адрес и реквизиты банка. Исполнитель вносит банковские реквизиты (ИНН, КПП, номер расчетного счета, БИК банка), сведения о тендере, включающие протокол, номер документа и подробное описание работ. Аналогично отражается информация о заказчике, обозначается максимальная сумма в рамках банковской гарантии и срок ее действия.
Положение о госзакупках 223-ФЗ
В Положении о госзакупках заказчик должен указать, какие поставщики и подрядчики получают право на участие в торгах, какие документы необходимо разработать для заключения контракта с организацией, выигравшей тендер. Кроме перечисленных сведений, заказчик формирует перечень банков, которые могут оформить гарантию по 223-ФЗ. Исполнитель вправе отправить запрос на получение БГ в свой банк, если заказчик не возражает. Эти действия согласовываются сторонами в процессе обсуждения условий заключения контракта.
Требования, предъявляемые к банкам по 223-ФЗ
Банк, выдающий БГ, должен соответствовать требованиям Центробанка РФ, иметь действующую лицензию. Если у банка отзовут лицензию и признают несостоятельным, обязательства по выплате гарантии продолжают действовать, поэтому риски с заключением государственных контрактов сведены к минимуму.
Реестр банковских гарантий
В реестр банковских гарантий, согласно требованиям закона № 44 (ФЗ) вносятся сведения о банках-гарантах, номер извещения о проведении закупки, информация о банковской гарантии (дата выдачи, размер, номер размещения, статус). Закон 223-ФЗ не предусматривает обязательное ведение реестра БГ, поэтому заказчик не имеет оснований для отказа от обеспечения в виде банковской гарантии в том случае, если она не включена в реестр.
Как получить банковскую гарантию по 223-ФЗ
Право на получение банковской гарантии по 223-ФЗ имеют субъекты, представляющие крупный, средний и малый бизнес. Важное условие – предприятия должны стабильно работать последние 6 месяцев. Другие требования самостоятельно определяют банки-гаранты.
Для получения финансового обеспечения необходимо:
- составить заявление и подать документ в банк;
- подготовить документы, подтверждающие финансовую благонадежность субъекта, отчетную документацию, сведения об учредителях, подробную информацию о заключаемом контракте;
- при получении положительного решения исполнитель контракта платит комиссию в установленном размере.
После окончательного согласия о выдаче банковской гарантии подписывается договор. Документ (БГ) высылается заказчику в электронном или бумажном виде.
В том случае, когда первоначальная цена контракта меньше 5 млн рублей, заказчик не определяет в документации условия обеспечения заявок. Если стоимость превышает этот показатель, заказчик имеет право выдвинуть требование к обеспечению, но не более 5% от начальной цены. Сумма гарантии для каждого исполнителя является индивидуальным показателем, который привязан к цене контракта. Размер обеспечения банк устанавливает самостоятельно.
Основания для возврата обеспечения
Заказчик, исходя из смысла закона № 223(ФЗ), имеет право в Положении о закупках определить самостоятельно условия и основания для возврата банковского обеспечения. В приложениях или иной сопутствующей документации указывается сумма БГ, если именно этот способ выбран заказчиком для обеспечения. Возврат не может быть осуществлен, если заказчик не подписал договор о госзакупках и если не было предоставлено обеспечение исполнения контракта.
В дальнейшем законодательством планируется расширение участие субъектов малого бизнеса в госзакупках и расширение проверок по немотивированным отказам. Это необходимо для создания равных условий для участия в тендерах всех субъектов, обладающих возможностями выполнить обязательства по контракту.