Узнайте узнать финансовое состояние компании
Получайте одобрение
по заявкам
Зная оценку компании глазами банка вы сможете избежать отказов по заявкам и повысить шансы на их одобрение
Сохраняйте и улучшайте свой финансовый рейтинг
Зная факторы, влияющие на рейтинг вы сможете их улучшать и получать больше одобрений от банков
Получайте лучшие условия по финансовым продуктам
Чем выше ваш финансовый рейтинг, тем выгоднее условия предлагают финансовые организации
Система оценки
финансового положения
Рейтинг Уровень риска Финансовое
положение
A1 МИНИМАЛЬНЫЙ ХОРОШЕЕ
A2
B НЕСУЩЕСТВЕННЫЙ ХОРОШЕЕ
B1
B2
C1 ДОПУСТИМЫЙ СРЕДНЕЕ
C2 ДОПУСТИМЫЙ
D ДОПУСТИМЫЙ ПЛОХОЕ

Зачем проверять финансовое состояние компании?

Оценка финансового состояния компании необходима для определения степени эффективности бизнеса и конкурентной способности компании.

Главными информационными источниками, используемыми аудиторами для аналитической работы, являются баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении капитала.

Актуальность проведения финансового анализа

Собственники бизнеса должны владеть объективной информацией о финансовом состоянии предприятия, чтобы принимать взвешенные решения в сфере управления. Руководители предприятия всех уровней, от генерального директора до начальников отделов, составляют долгосрочные и текущие планы с учетом размера бюджета фирмы. Анализ финансового состояния представляет важность для всех лиц, установивших с предприятием партнерские и деловые связи. В этот перечень входят:

  • инвесторы;
  • поставщики и покупатели;
  • кредитные организации;

Инвесторы должны знать, насколько целесообразно вкладывать средства в развитие компании, поставщики оценивают перспективность сотрудничества, банки проверяют платежеспособность фирмы. Налоговым органам и страховым фондам необходимо получать информацию о финансовом состоянии коммерческой структуры для планирования поступлений в бюджет, контроля над соблюдением законов, касающихся налогов и сборов.

Направления расхода финансов на предприятии

Финансовые ресурсы предприятия определяют его возможности в развитии бизнеса и продвижении собственной продукции. Независимо от масштаба предприятия и видов хозяйственной деятельности, финансы распределяются по нескольким общим направлениям:

  • для выполнения обязательств перед бюджетом и страховыми фондами (обязательные платежи);
  • для расширения и модернизации производственной базы;
  • для расчетов с контрагентами;
  • в качестве резерва для материального стимулирования сотрудников.

Кроме собственных ресурсов, коммерческие компании используют банковские средства, инвестиции, финансовую помощь учредителей и денежные средства из других источников. Фирмы, выигравшие тендер и получившие государственный заказ, финансируются из городского, регионального или централизованного бюджета.

Источники финансовых ресурсов

Каждое коммерческое предприятие создается с целью реализации бизнес плана и получения максимальной прибыли. У вновь созданной компании в состав финансовых ресурсов входят уставный капитал и имущество, приобретенное на вклады учредителей. В дальнейшем капитал предприятия формируется из нескольких источников:

  • доход от реализации товаров или услуг;
  • амортизационные отчисления;
  • дополнительные паевые взносы учредителей;
  • банковские кредиты;
  • авансы от поставщиков.

Часть выручки направляется на восполнение расходов, связанных с производственной деятельностью, часть – на развитие материальной базы, пополнение активов.

После исключения всех расходов и налогов из выручки остается сумма нераспределенной прибыли. Денежные средства из прибыли каждое предприятие расходует в соответствии с Уставом. После уплаты налога на прибыль сумма распределяется по нескольким направлениям: выплаты дивидендов участникам общества, перечисление в фонд резервного капитала, в фонд поощрения работников, на благотворительные цели.

Для кого актуален анализ финансового состояния

Финансовый анализ показывает, насколько быстро и эффективно развивается компания. Результаты аналитической работы позволяют улучшить положение предприятия за счет использования скрытых резервов, устранения причин, тормозящих развитие бизнеса, оптимизации денежных потоков, повышении экономии расхода ресурсов, внедрения новых технологий.

Базовой основой для финансового анализа являются:

  • стоимость активов;
  • степень износа основных средств (по этому показателю частично определяют уровень технологической оснащенности);
  • ликвидность (показатель, по которому судят о возможности предприятия погасить долги перед кредиторами);
  • финансовая устойчивость (способность компании выдерживать неблагоприятные рыночные ситуации, погашать обязательства перед кредиторами и постащиками);
  • деловая активность (оценивается операционная деятельность предприятия)
  • рентабельность (показатель, указывающий на способность компании увеличивать прибыль за счет грамотного использования собственных ресурсов).

Методы проведения финансового анализа

Аудиторы, специализирующиеся на оценке финансового состояния предприятий, применяют более 30 профессиональных методик, но базовыми направлениями являются вертикальный (структурный) и горизонтальный анализ. Исследование показателей отчетности по вертикали позволяет определить доли отдельных составляющих в суммарной стоимости активов фирмы (основные средства, запасы, нематериальные активы, дебиторская заложенность и т. д.).

В пассиве баланса анализируется структура собственных и заемных привлеченных средств, изучаются обязательства компании (долгосрочные и краткосрочные), в отчете о прибылях и убытках – структура доходов и расходов, доля чистой прибыли.

Аудиторы рассматривают два (и более) периода, чтобы определить, как изменились доли структурных составляющих в общей сумме активов, а затем на основе полученных данных принять соответствующие управленческие решения. Авторитетные аналитики не только делают выводы по результатам проведенной работы, но и составляют рекомендации по финансовому оздоровлению предприятия, если в этом есть необходимость.

Принцип расчета достаточно прост. Актив и Пассив баланса принимаются за 100%, после чего рассчитывается доля каждой статьи в общей структуре. Анализ не всегда проводится по каждой статье. Для получения представления о финансовой устойчивости компании эксперты чаще всего анализируют динамику кредиторской и дебиторской задолженности, движение основных и денежных средств.

Горизонтальный анализ предусматривает сравнение показателей, выраженных в рублях или рассчитанных в процентах. Для этих целей используются все виды финансовой отчетности, а также ведомости и журналы бухгалтерского учета. Как правило, сравнивают показатели в сопоставимых периодах (например, рассматривают месяц, квартал, полугодие текущего, прошлого, позапрошлого года).

Анализ показателей за несколько лет, поможет выявить тенденции развития бизнеса, обнаружить убыточные направления. Например, если компания торгует несколькими видами товаров в течение трех лет, с помощью горизонтального анализа можно выявить, какие виды продукции пользуются наибольшим спросом, а какие продаются медленно или вообще не интересуют покупателей. Результаты финансовой оценки помогут скорректировать структуру ассортимента путем исключения невыгодных позиций.

Точно так же проводится горизонтальный анализ и по статьям расходов. Например, сравнивают затраты на электроэнергию в сопоставимых периодах и вычисляют процент увеличения расходов. На основании аналитических выводов руководство компании разрабатывает стратегию экономии энергоресурсов.

Вертикальный и горизонтальный анализ дополняют друг друга, а потому оба этих метода востребованы у аналитиков при проведении финансовой оценки.

Значение коэффициентов в финансовой аналитике

Аналитики используют более 200 расчетных показателей для определения финансового состояния компании, при этом базовыми величинами являются коэффициенты ликвидности и рентабельности. В перечень важных показателей входят также рыночная стоимости и оборачиваемость средств.

Ликвидность – финансовый показатель, отражающий способность предприятия рассчитается с долговыми обязательствами после продажи активов. Ликвидность может быть текущей, быстрой, абсолютной. По каждой метрике есть свои нормы. У первых двух показателей величина должна быть приближена к единице или быть выше этой отметки. Нормальным показателем для абсолютной ликвидности считается диапазон 0,2–0,5.

Рентабельность – важнейший экономический показатель, отражающий степень эффективности использования трудовых, финансовых, материальных ресурсов. Общая рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости (полученное значение умножатся на 100).

Предприятие считается высокорентабельным (то есть успешным как экономическая структура), если показатель составляет 25–40%, средняя рентабельность – от 10 до 20%, низкая – менее 10%. Для каждой отрасли устанавливается своя норма, при этом самые высокие значения действуют в торговле, чуть меньше – в производственной сфере, а для финансовой организации нормой считается рентабельность 10%.

Оборачиваемость активов и оборотных капиталов всегда рассчитываются в рамках проведения финансовой состоятельности компании. Метрики отражают деловую активность фирмы, то есть степень использования материальных ресурсов в деятельности предприятия.

Чем более интенсивно и масштабно работают активы в производственных процессах, тем более благоприятными являются условия для увеличения прибыли. Показатель представляет собой отношение дохода за определенный период к среднегодовой стоимости активов за этот же период. Точно так же определяется эффективность использования оборотных средств, к которым относятся финансы, запасы, дебиторская задолженность.

Этапы оценки финансового состояния предприятия

Чтобы получить объективное представление о финансовом состоянии предприятия необходимо определить цели аналитической работы. Анализ проводится в следующих случаях:

  • при освоении нового направления бизнеса;
  • при составлении плана дальнейшего развития (укрупнения) предприятия;
  • перед открытием новых структур компании;
  • при изменении ценовой политики.

Оценка финансового состояния проводится также с целью обнаружения негативных тенденций или каких-либо просчетов. Оптимизация производственных процессов и корректировка в области управления позволит перестроить работу организации или отдельных ее структурных подразделений, снизить себестоимость, повысить качество продукции.

На первом этапе оценки финансового состояния определяется перечень документов, которые будут использоваться для анализа показателей, а также отмечаются исследуемые отчетные периоды. На втором этапе собираются данные о выручке и расходах (по статьям и направлениям деятельности). Аналитики сравнивают финансовые показатели на начало и конец периода, а также исследуют изменения в динамике.

Третий этап – оценка имущественного состояния фирмы. Рассчитываются показатели ликвидности, анализируется структура капитала (собственные, заемные, привлеченные средства). Далее полученные расчетным путем показатели сопоставляются с нормативными и плановыми значениями. Планы составляются руководством компании для достижения поставленных целей, поддержания рентабельности на должном уровне.

Чем больше расхождения, тем ниже эффективность деятельности предприятия.

На последнем этапе проводится анализ показателей баланса. Аудиторы оценивают вероятность банкротства, рассматривают варианты выхода из кризисной ситуации. Наличие долгов перед кредиторами из-за крупной дебиторской задолженности указывает на неправильный выбор партнеров по бизнесу, ошибки в управлении. Аналитики рассматривают возможные варианты для финансового оздоровления – например, сдача в аренду пустующих площадей, продажа запасов оптом, сокращение персонала, сокращение количества структурных подразделений и другие варианты оптимизации.

Проведение оценки финансового состояния раз в полгода позволит держать под контролем все главные экономические показатели, выявлять ошибки в управлении, избегать влияния негативных рыночных тенденций. Для проведения анализа приглашаются опытные аудиторы, хорошо знающие особенности исследуемых направлений коммерческой деятельности. Выводы аналитиков служат базой для внесения коррективов в производственные и управленческие процессы.

Индивидуальным предпринимателям с крупным и средним бизнесом также необходимо проводить оценку финансового состояния, особенно в тех случаях, когда и используются кредитные или инвестиционные средства, или заключены договоры на большие суммы. Чем больше контрагентов, тем сложнее контролировать потоки денежных средств.

Чтобы снизить риск образования дебиторской задолженности необходимо постоянно следить за выполнением обязательств со стороны поставщиков и партнеров по бизнесу. Поэтому столь важно вести бухгалтерский и учет с первых дней ведения деятельности, даже если это не предусмотрено законом.

Наличие первичной и обобщенной документации, хранящейся в систематизированном виде, позволит проводить оценку финансового состояния бизнес структуры по мере необходимости или на регулярной основе.

Читать далее
Вопросы-ответы
  • Можно ли заказать оценку для индивидуального предпринимателя или самозанятого лица?

    Нет. На данный момент услуга оценки финансового состояния доступна исключительно в отношении юридических лиц.

  • Насколько точной и актуальной получается оценка финансового состояния?

    Аудиторы используют различные методики оценки, а также текущую информацию, полученную как от самой компании, так и в доступных базах данных (бюро кредитных историй, ЕГРЮЛ, портал госзакупок, ФНС и др.). Анализ производится с учетом указанной клиентом цели, что гарантирует его высокую точность для определения перспектив сотрудничества с финансовыми учреждениями. Используются самые актуальные на момент обработки запроса сведения, благодаря чему оценка соответствует реальному состоянию компании в данное время.

  • Как воспользоваться услугой?

    Для заказа оценки нужно заполнить простую анкету на сайте с указанием основных параметров и ИНН компании (последний пункт при желании на данном этапе можно пропустить), целей оценки. Далее впишите контактные данные для связи. Менеджер отправит калькулятор для расчета услуги на электронную почту и согласует с вами детали сотрудничества.

  • Возможен ли заказ оценки финансового состояния в отношении стороннего юрлица (к примеру, контрагента)?

    Нет. Мы проводим оценку только в интересах собственников и управляющих организаций, делая акцент на определение вероятности одобрения заявок на различные финансовые продукты банков.

  • В каких целях можно использовать результаты анализа?

    Выводы аудитора вы можете использовать для оценки перспектив одобрения кредита, оформления факторинга или банковской гарантии. Также они позволят принимать оптимальные решения в управленческой сфере и развивать бизнес более эффективно.