Понятие демпинга и антидемпинга
Демпинг – это вид недобросовестной конкуренции, при которой субъект преднамеренно занижает цену своих товаров/услуг по отношению к среднерыночной. В госзакупках демпингом считается снижение начальной максимальной стоимости договора на 25% и более, что негативно сказывается на остальных участниках закупки и несет риск непосредственно для заказчика. Есть шанс столкнуться с недобросовестным поставщиком, который либо выполнит взятые на себя обязательства ненадлежащим образом, либо вообще не планирует их исполнять.
С целью защитить интересы всех перечисленных субъектов в ход идут антидемпинговые меры – дополнительные условия для участников, которые предлагают слишком низкую цену. Основной перечень таких мер содержится в положениях 44-го закона, поэтому дальше в описании мы будем отталкиваться именно от них. И на практике организаторы, в основном, поступают аналогично.
Особенности использования антидемпинговых ограничений
Единственное условие, которое действует в отношении заказчиков по закону № 223 – недопустимость ограничения честной конкуренции среди участников. С учетом данного требования в Положении про закупку они могут устанавливать любые антидемпинговые ограничения, которые посчитают нужными.
В частности, может варьироваться:
- показатель уменьшения цены для квалификации ее как демпинга. Можно взять 25% по аналогии с ФЗ № 44 или использовать другой процент (например, 20%), отталкиваться от начальной стоимости контракта, средней суммы всех поданных заявок или среднеарифметического поданных предложений;
- тип закупок, при проведении которых необходим антидемпинг. К примеру, для контрактов свыше определенной суммы, для отдельных видом товаров/услуг или способа их закупки;
- непосредственно перечень применяемых мер. Можно предусмотреть несколько разных вариантов и даже предоставить участнику право выбора того из них, который он будет использовать.
Какие именно меры могут применяться
Способы антидемпингового контроля, как правило, устанавливаются по аналогии с 44-м ФЗ с возможностью того или иного видоизменения. Перечень основных мер включает:
- увеличение суммы обеспечения заявки;
- подтверждение потенциальным поставщиком своей добросовестности посредством предоставления сведений об успешном, без штрафных санкций исполнении аналогичных договоров в течение определенного срока до подачи заявки;
- экономическое обоснование предложенной цены, которое должно быть максимально подробным, содержать в себе фактические расходы по всем статьям, связанным с выполнением обязательств, и расчет стоимости на их основе;
- особый порядок оценивания заявок по критерию «цена контракта».
Все перечисленные способы могут применяться по отдельности или в комплексе.