Банк-гарант имеет право в порядке регресса требовать от принципала возмещения денежных средств, перечисленных заказчику во исполнение обязанностей по банковской гарантии. Данное право установлено ГК РФ.
Причиной возникновения данного права является фактическое перечисление денежных средств заказчику, вследствие нарушения исполнителю договорных обязательств, которые обеспечивает банковская гарантия.
Одновременно ГК РФ вводит ограничения и говорит о том, что суммы, перечисленные банком заказчику с нарушением условий БГ или за несоблюдение обязательств гаранта перед заказчиком, возмещению не подлежат.
Таким образом, даже если в договоре о выдаче БГ нет пункта о регрессных требованиях, банк всё равно сможет их предъявить в соответствующих условиях. Однако сроки возмещения, график расчетов, а также размер неустойки при нарушении исполнителем сроков оплаты указываются именно в договоре.
Кроме указанных в договоре, имеются некоторые аспекты, которые влияют на правомерность регрессных требований гаранта:
- Гарант обязан сразу уведомить исполнителя о получении требований выплаты сумм по гарантии и направить ему копии полученных документов;
- Гарант должен проверить удовлетворение требования условиям гарантии в «разумный срок»;
- После проверки требования и принятия банком решения о его удовлетворении, гарант должен сообщить исполнителю об уплате полной гарантийной суммы или ее части заказчику;
- Если банк перечислил заказчику средства с нарушением условий БГ, либо произвел выплату в связи с несоблюдением своих обязательств перед заказчиком, то исполнитель такие требования удовлетворять не обязан.
Банк выставляет требования после завершения срока действия гарантии принципалу, который должен покрыть все убытки. За неисполнение обязательств выставляется штраф и каждый день начисляются пени.