Это ключевое различие между двумя способами обеспечения.
Гарантия — инструмент, независимый от обязательства, которое она обеспечивает. Ссылка на договор между принципалом и бенефициаром в тексте документа служит скорее для идентификации причин выдачи гарантии.
Более того, в ст. 370 ГК РФ сказано, что у гаранта отсутствует право выдвигать против доводов бенефициара возражения, связанные с основным обязательством — например, оспаривать наличие нарушения договора принципалом. То есть гарант должен произвести выплату на основании формальных документов, указанных в гарантии. Как правило, достаточно одного письменного требования бенефициара.
Отказать в выплате гарант может исключительно по описанным в законе причинам (ст. 376 ГК РФ):
- обращение бенефициара по форме и составу не соответствует условиям гарантии;
- срок ее действия истёк.
Между тем, в отношении поручительства в ст. 364 ГК РФ сказано обратное: поручитель имеет право возражать кредитору в том же объёме, что и сам должник. Из-за этого большое количество сделок с участием поручителей доходит до суда.
Пример. Допустим, заказчик строительных работ решает воспользоваться обеспечением, так как ошибочно считает, будто подрядчик нарушил договор — некачественно выполнил ремонт.
- Если заказчик придёт в банк с требованием по гарантии, тот произведёт выплату и спишет соответствующую сумму со счёта принципала. Далее подрядчику придётся спорить уже с кредитором по поводу неправомерности требования и взыскивать с него утраченную сумму.
- Если же заказчик обратится к поручителю, тот изучит ситуацию, соберёт доказательства надлежащего выполнения строительных работ и откажет кредитору.
А теперь представим, что заказчик был прав: ремонт действительно выполнен с дефектами, которые подрядчик отказывается устранять. В таком случае при обеспечении обязательств с помощью гарантии бенефициару удастся быстро защитить интересы, а с поручителем придётся спорить вплоть до привлечения экспертов и суда. В конечном итоге заказчик, вероятно, выиграет, но потеряет время.