+7 (800) 700-65-56

Звонок по России бесплатный

Содержание

Главная > Блог > Обеспечение заявки и исполнение контракта
Время на чтение
3 минуты
01. 03. 2022
Дата публикации

Обеспечение заявки и исполнение контракта

Расчет банковской гарантии
Важным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков является обеспечение исполнения контракта и поданной для участия в торгах заявки, которое предусмотрено многими нормативными актами и широко распространено на практике.

В сфере государственных закупок основные положения касательно необходимых обеспечений урегулированы законом № 44-ФЗ и относятся к числу обязательных (то есть ни одна госзакупка по общему правилу не может обойтись без использования данных мер). В работе с другими контрактами применение такого механизма имеет свободный характер и остается сугубо на усмотрение заказчика.

Мы предлагаем разобраться с вопросом детальнее и сделаем это на основании актуальной редакции федерального закона № 44. Именно в нем содержится необходимая нам база и самые жесткие требования в отношении размера обеспечения, порядка его внесения и допустимых форм.

В чем смысл обеспечения контракта

Обеспечительные меры в системе закупок разработаны для защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Так как при реализации конкурсной системы часто решающим показателем является низкая цена на предоставляемую услугу или товар, есть риск столкнуться с низким качеством ее предоставления, нарушением сроков или вовсе уклонения от исполнения условий договора после получения аванса, если таковой предусмотрен условиями тендера.

Меры обеспечения исполнения контракта имеют своеобразный страховой характер и финансовую форму. В случае недобросовестности поставщика или других проблем с выполнением договора, заказчик получает финансовое возмещение понесенных при заключении контракта расходов и упущенного времени.

Этим же объясняется применение особых обеспечительных правил по демпинговым контрактам — тем, в которых поставщик снижает стоимость своей работы на 25% от первоначально заявленной. Уменьшается стоимость — повышаются требования к обеспечению, которое выполняет функцию дополнительной гарантии.

Виды обеспечительных мер

Согласно законодательству, под обеспечением исполнения контракта понимается залог, направленный на добросовестное выполнение условий договора. В процессе гос закупок потенциальные поставщики сталкиваются с двумя основными видами обеспечительных мер:

  • обеспечение заявки на участие — финансовое требование, которое указано в условиях тендера и которое выполняется каждым его участником при вступлении в процедуру. Без него заявка не принимается к рассмотрению. Обеспечительная сумма возвращается субъектам, не ставшими победителями, сразу после подведения итогов. Победителю, с которым подписывают контракт, ее также возвращают, но уже после выполнения условий сделки;
  • обеспечение исполнений договоров — денежное обязательство, предоставляемое только победителем тендера при подписании контракта, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если обязательства будут выполнены ненадлежащим образом или не выполнены вообще. Оно также возвращается после исполнения договора. А уклонение от его внесения расценивается как уклонение от заключения сделки и влечет за собой внесение субъекта в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Обращаем внимание, что это не альтернативные меры, используемые при работе с контрактами по принципу «или-или». Они применяются одновременно и страхуют заказчика на разных этапах проведения тендера. Причем если от обеспечения заявки можно уйти при сумме договора меньше 5 миллионов рублей (ее использование в данном случае оставляется на усмотрение заказчика), то для обеспечения исполнения контракта в сфере государственных закупок исключений предусмотрен крайне небольшой, исчерпывающий перечень.

Какой размер обеспечения

Конкретный размер денежного требования или обязательства устанавливается непосредственно заказчиком и зависит от суммы контракта, заключение которого планируется в ближайшее время. Закон устанавливает только максимальные и минимальные пределы, являющиеся своеобразными рамками для заказчиков и обязательными к исполнению.

Если говорить про обеспечение заявки, здесь действуют следующие нормативы:
  • при начальной цене (максимальной) контракта меньше 20 миллионов рублей — от 0,5% данной суммы до 1%;
  • при цене от 20 миллионов — от 0,5% до 5%.
Для организаций инвалидов и учреждений исполнения наказаний в этом плане действуют некоторые преференции. Если договор заключен с ними, размер обеспечения составляет 2%.

Перейдем к обеспечению исполнения контракта, где градуировка сумм еще более вариативная. Так:

  • общее правило — от 0,5% до 30% начальной цены, указанной в извещении;
  • при наличии аванса — не меньше размера авансового платежа;
  • при наличии аванса больше 30% - ровно в сумме аванса контракта;
  • если по законодательству предусмотрено казначейское сопровождение — 10%;
  • когда тендер проводился только для субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной ориентации — размер обеспечения рассчитывается по тем же правилам, но уже не от максимальной, а от реальной цены договора (по которой он подписывается);
  • в случае применения антидемпинговых мер — обеспечительные меры по исполнению контракта увеличиваются в 1,5 раза, но остается меньше суммы аванса. Если сумма договора не превышает 15 миллионов, можно подтвердить добросовестность поставщика и не увеличивать этот показатель.
  • Если контракт заключается с казенным учреждением, касается услуг по предоставлению кредитов или закупки, проводимой исключительно для малого предпринимательства и некоммерческих организаций, меры по обеспечению не требуются. В последнем случае — если участник еще до подписания договора предоставит сведения про исполненные на протяжении 3 лет до подачи заявки трех договоров, которые были выполнены без неустоек. Общая сумма таких сделок не должна быть меньше, чем начальная цена данной.

Формы обеспечения заявки и выполнения

Действующее законодательство предоставляет на выбор участника закупки два способа гарантировать исполнение обеспечительного требования. Они одинаковы как при обеспечении заявок, так и непосредственно выполнении договоров. А именно:

  • независимая гарантия — поручение банка или другого субъекта за участника, победителя торгов. Это услуга, которая предоставляется за определенную комиссию и заключается в том, что при нарушении контракта именно банк выплачивает компенсацию заказчику, а поставщик, в свою очередь, становится должником банка. Независимая гарантия может быть выдана банковскими учреждениями из перечня Минфина, госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ», фондами содействия кредитованию, входящими в систему поддержки малого предпринимательства, Евразийским банком развития. Срок гарантии не зависит от размера обеспечения и определяется соглашением поставщика и гаранта. Единственное требование — он превышает заявленный срок не меньше, чем на месяц;
  • денежное обеспечение заявки или выполнения — реальная сумма, которая либо замораживается на спец счете участника торгов, либо переводится на счет заказчика до выполнения договора. В случае надлежащего исполнения обязательств средства возвращаются, иначе они остаются у заказчика и покрывают понесенный ущерб.
Важно, что финансовое обеспечение исполнения контракта можно изменить на гарантию в любой момент, даже когда условия сделки уже начали выполняться.

Если выбирать из двух этих вариантов обеспечения заявки и договора, практичнее отдать предпочтение первому варианту. Так вам не придется выводить собственные средства из оборота, пусть даже на время. Вы располагаете финансами в полном объеме, а размер комиссии банка за гарантию на фоне этого становится вполне допустимыми расходами.
Насколько статья была полезной?